Портал для мам - Дом ответов

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности. Методическая разработка "разговор о нравственности" Воспитательные беседы с подростками конспекты

Данная методическая разработка представляет собой цикл занятий, построенных, в основном, в виде «сократических бесед» на нравственные темы. Методическая разработка явилась следствием занятий-бесед, проводимых автором в течении десяти лет на базе Православной церковно-приходской школы прихода Петра и Павла г.Полевской, а так же встреч со старшеклассниками общеобразовательных школ и техникумов г.Полевской. В зависимости от аудитории те или ные вопросы освещались с различных точек зрения, более понятных учащимся.

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна – сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры, за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Разработка различных методик работы со старшеклассниками и студентами по воспитанию духовных и нравственных ценностей как для общеобразовательных школ и лицеев, так и для церковно-приходских школ, видится сейчас очень важной задачей.

Необходимо отметить, что нравственные ценности очень сложно передать сугубо информационным путем, через обычные уроки или лекции, поэтому автором была выбрана форма беседы, как одна из оптимальных форм обучения для избранной тематики. К тому же в подростковом возрасте ребята более всего восприимчивы к подобным формам обучения.

Цель работы – найти оптимальный метод духовно-нравственных занятий с подростками.

Задачи работы – раскрыть методику духовных бесед, как оптимальную для занятий с подростками; создать методическую разработку современного курса бесед о христианской нравственности с подростками, структурировать и последовательно изложить опыт семилетней работы автора.

Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания подростков.

Предмет исследования – эффективность методики уроков-бесед на духовно нравственные темы с подростками.

Социальная значимость состоит в том, что подростки учатся свободно размышлять, ставить и решать нравственные задачи на основании Евангельских заповедей, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки совместного решения задач, а так же нелинейного подхода к жизненным ситуациям.

Предполагаемый результат , как отдельной беседы, так и всего курса – усвоение детьми христианской нравственности не из внешних лекций, а через собственные выводы; чтобы христианская жизнь стала не навязанной извне, а внутренним выбором. Несмотря на масштабность и труднодостижимость предполагаемого результата, автор считает важным проводить подобные занятия-беседы, которые могут в дальнейшем сыграть важную роль в окончательном формировании личности молодых людей.


seonick

БЕСЕДА С ПОДРОСТКАМИ О ДОБРОМ ОТНОШЕНИИ ДРУГ К ДРУГУ.

Каждый человек мечтает о том, чтобы к нему относились по доброму, чтобы его любили. Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому не нужными, незащищенными, страдаем от одиночества. Мечтаем о том, чтобы нас заметили и выделили из всех, признали, и по достоинству оценили.

Но в жизни очень часто приходиться наблюдать неприятные вещи…

Совсем недавно была свидетелем случая. Ученицы одного из классов не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит не модную одежду, ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее, но обычно просто не замечают, а если обращаются, то только по фамилии. Когда,набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и насмешничают.

Еще один пример. На перемене ребята столпились около своего одноклассника.

Тот с превосходством всем демонстрировал свой дорогой телефон. Он грубо кидал реплики своему однокласснику, которого воспитовала старенькая бабушка.

Выбрось на помойку свой телефон!

Еще один случай. Когда Настя пришла в новую школу, Юля - классная заводила и командирша решила сразу показать ей «кто здесь хозяин?». Она подговарила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая, но все же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Юля и против них может подговорить ребят…

К сожелению, таких примеров из жизни школьников достаточно много. Что с нами стало? Почему отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему мы часто судим человека не по личностным качествам, а за внешнюю привлекательность- модную одежду, дорогие вещи, стильную прическу. Давайте задумаемся, ведь подросток одетый в дорогую одежду, с крутым телефоном- сам пока еще в жизни ничего не добился, выглядит он так, благодаря своим родителям. Но, к сожалению не все родители могут себе позволить баловать и наряжать своего ребенка, кто- то воспитывает своего ребенка один, у кого-то трудная жизненная ситуация- гибель мужа, или еще страшнее ситуация, когда ребенок вынужден воспитываться у бабушек. Поймите, что такие дети итак в жизни уже «хлебнули горя», итак успели столкнуться с болью и несправедливостью. И когда придя в свой классный коллектив, в очередной раз слышат грубость, унижение,насмешки, от своих одноклассников- задумайтесь о его состоянии.

В одном из номеров «Учительской газеты» в статье «Что происходит с нравственностью?»

Приводится анализ ответов молодых людей на вопрос о том, кого бы они не хотели видеть рядом с собой, кто им мешает и создает дисгармонию? Ответы многих были беспощадны по своей жестокости: инвалидов, больных спидом, нищих.

Но мы же люди, и наше высокое предназначение в том, чтобы признать право любого человека на жизнь, даже если он не такой как все, и доставляет нам какие-то неудобства.

Вы наверно все слышали и знаете такие слова как- эмпатия, толерантность, этикет, уважение, такт. Этими качествами обязательно должен обладать каждый вопитанный человек. И нам сегодня обязательно нужно осмыслить эти понятия. У вас на столах – карточки с определением понятий. Причем – это не научные определения, а изложенные в доступной для Вас форме.

Эмпатия- способность человека поставить себя на место другого и ощутить его переживания.

Толерантность - способность человека принять окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя

Этикет- норма поведения человека в окружении других людей.

Уважение-понимание весомости, значимости другого человека.

Такт - бережное отношение к людям, следование принципу «что неприятно мне, может быть неприятно и ему.

Тест определение уровня эмпатийности

Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» - 0,

«иногда» - 2,

«часто» - 3,

«почти всегда» -4

Подсчет результатов . Прежде чем посчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответа ми «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста .

Если вы набрали от 82 до 90 баллов, это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии тяжелых людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится читать их лица и заглядывать в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вы вести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас толстокожим, но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных от ношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по этому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам не понятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных форму лировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а и тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, что чувствуете свою отчужденность, когда окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности так же, как свои.

11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно пере носите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

Итак, если мы хотим остаться людьми, нам надо учиться добру.

Позвольте, дорогие ребята предложить вам некоторые советы, которые возможно, помогут в постижении этой трудной науки.

· Относитесь к людям так, как хотели бы чтобы они относились к Вам. Добро, как и зло, заразительно. Сейте вокруг себя добро, и в мире его станет больше.

· Помните о законе «отзеркаливания». Как вы к людям, так и они к Вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И Вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше. А значит и общество наше посветлеет.

· Предполагайте в людях только хорошее. Человек, в которого верят и которого считают хорошим, обязательно станет таким.

· Полюбите себя, поверьте в себя. Один Из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

· Не обижайтесь. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

Ведь обида разрушает жизнь. Есть старинная русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон»

Я желаю Вам подумать над этими советами и руководствоваться ими по жизни. И если это будет так, то сегодня наша встреча не прошла напрасно.

отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили

«не знаю» - 0,

ответу «нет, никогда» припишите 1,

«иногда» - 2,

«часто» - 3,

«почти всегда» -4

«да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлобленны.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на это есть свои причины.

33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» напоминает распустившийся цветок, юный и свежий, набирающий силу аромата в пору начала цветения. Неспроста Движение выбрало своим символом цветок белой лилии – как символ чистоты и гармонии. Белая лилия на фоне бело-голубой ленточки, ещё одного символа, говорят о благородстве и возвышенных устремлениях, милосердии и духовности. По сути, все эти качества являются составляющими Нравственности.

Беседа первая.
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Этот первый пункт Кодекса отражает Золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Беседа вторая.
«Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному, ни Природе»

Так звучит второй пункт Кодекса Нравственности Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

Не причинять вреда означает не доставлять кому бы то ни было страданий и затруднений.

Беседа третья.
«Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля»

«Любовь – это та сила, которая находится в глубине нашего существа. И это самая большая драгоценность нашего мира, которую стоит хранить и беречь гораздо больше, чем деньги, вещи или золото».

Беседа четвёртая.
«Я за труд на Общее Благо»

«...труд сам по себе представляет великую ценность. Истинный труд является высшим благом для развития души. И, в конечном счете, будут иметь значение вовсе не но-вые кофеварки, шубы и автомобили, а совсем другой результат нашего труда, а именно: те навыки и тот бесценный опыт, который необходим для развития нашей индивидуальности»

Беседа пятая.
«Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту,
простоту и скромность в общественной и личной жизни»

«Только прочувствованная сердцем, правда может помочь другому человеку. Не унизить человека, а возвысить его, исцелить его душу, направить её к развитию и совершенствованию. Чтобы не навредить, Правда может идти только рука об руку с Честностью и Искренностью»

Беседа шестая.
«Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению»

«... Существует множество методик и упражнений для развития позитивного мышления. Мы же предлагаем начать с самой главной – выработать в себе привычку быть благодарными любому явлению и событию жизни, любому проявлению человека»

Беседа седьмая.
«Я следую здоровому образу жизни»

«Седьмой пункт Кодекса участника Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» затрагивает обширную тему здоровья.»

Беседа восьмая.
«Я радуюсь достижениям других, как своим собственным»

«Нам нужно научиться радоваться достижениям других людей. Нам нужно искренне радоваться их достижениям. Тогда мы тоже сможем обрести те добродетели, которые присущи этим людям-созидателям. И один праведный поступок, который найдёт позитивный отклик в сердцах десяти людей, будет приумножен десятикратно.»

Беседа девятая.
«Я – за братство всех народов»

«В процессах объединения и совместного труда нет нужды подолгу останавливаться на противоречиях. Потому что тогда, когда мы действуем, двигаемся и на ходу решаем текущие задачи, отпадает необходимость во многих бесполезных дискуссиях. Реальные действия, направленные на Общее Благо и Добро, способны сами по себе служить верным ориентиром в мире хаоса. Только там, где создаётся на планете новый образец, – находится Истина. Там, где пустые и долгие рассуждения и дискуссии, – нет Истины.»

Беседа десятая.
«Я живу по совести»

«Нужно возвести понятие Нравственности в ранг государственной идеологии. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной.»

Беседа на тему «Пойми, как ты взрослеешь»

Цель: профилактика отклоняющего поведения

Задачи:

    раскрыть сущность процесса взросления;

    показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте.

    способствовать развитию позитивного представления о себе.

    Мотивация и целеполагание

Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Пойми, как ты взрослеешь».

Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?

Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.

Сбор пожеланий (под запись)

    Информационная часть беседы

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости» . Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости . Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Личностная зрелость . Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.

Интеллектуальная зрелость . При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»

Своевременное формирование «чувства Я» - важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

    Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я - сноубордист или Я – IT ник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)

    Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого – получать и осмысливать опыт.

    Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.

    Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.

    Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

    Через деятельность , будь то учеба, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.

    Через изменение Я-идеального , т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …

    Через изменение Я-реального , т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

    Практическая работа. Тест на самооценку

Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе нравятся и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся и запиши их в правую колонку.

Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.

Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель самооценки.

Список качеств в приложении

    Завершение работы

А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Восприимчивость Презрительность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Жизнерадостность Рассудочность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Застенчивость Сострадательность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье.

Приучение детей к бережливости.

Развитие у детей интереса к науке и технике.

Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

Воспитание прилежания у детей в семье.

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

О мерах поощрения и наказания детей в семье.

Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

Приучение детей к скромности.

Воспитание уважения к старшим.

Значение режима дня в воспитании детей в семье.

Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Воспитание у детей честности и правдивости.

Развитие у детей чувства коллективизма.

Воспитание дружбы и товарищества у детей.

Воспитание характера у детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

О половом воспитании детей в семье.

Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

Закаливание организма ребенка.

Роль семьи в развитии детского спорта.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

Организация рабочего уголка школьника в семье.

Как помочь школьникам выбрать профессию.

Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

Правила и ошибки выбора профессии.

Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

Положение молодежи на современном рынке труда.

Востребованность профессий на рынке труда.

Требования работодателя к молодым специалистам.

Учебные заведения г. Кемерово и области.

Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

Объективные условия выбора профессии.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

Трудный подросток. Кто он?

Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

Формирование мотивации достижения.

Формирование мотивации обучения.

Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психосексуальное развитие подростков.

Психологические особенности подростков.

Психологические особенности детей разного возраста.

Перечень бесед и мероприятий, проводимых педагогом социальным

п / п

Мероприятия

Месяц

— «Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах»;
— «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений»

Дискуссия:
— «Наркотики: мифы и реальность» с приглашением детского нарколога

Шоу-викторина «Курить – здоровью вредить»;
Игра «Суд над курением: за и против»

Декада профилактики СПИДа по отдельному плану

Лекция для родителей:
— «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей»;
Классный час:
— «Секреты хорошего настроения», посвященный профилактике суицидального поведения среди подростков

Беседы в группах:
— «Пьянство – путь к преступлениям»;
— «Осознанное родительство» с приглашением врача, юриста, психолога

Открытое внеклассное мероприятие:
— «Пьянству – наше нет!»

Беседы в группах: «Здоровый я – здоровая страна»

Классный час:
— «Ответственное отношение к выбору спутника жизни»

Воспитательный час на тему: «От безответственности до преступления один шаг»

23 мая 2012 года в рамках правового воспитания среди учащихся 1-го курса, социальным педагогом Малиновской В.В. был проведен воспитательный час на тему: «От безответственности до преступления один шаг». Целью которого было выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом.

В ходе дискуссии, под руководством преподавателя учащиеся рассуждали об ответственности и безответственности, а также о последствиях ответственности.

В конце мероприятия учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.

Беседы с несовершеннолетними темы

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
— здоровый образ жизни в доме и школе;
— ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
— успеваемость и поведение вашего ребёнка;
— помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе

Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.

Понятие правонарушений

Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.

Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.

В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:

— уголовной – за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
— административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
— дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
— гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.

Педагогическая задача

Работа с обучающимися в школе – это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно – профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.

Проблемные дети

Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:

1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.

2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.

3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.

4. Негативно оценивают окружающую действительность.

5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.

6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.

Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:

— оздоровление условий жизни детей;
— установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
— проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Организация воспитательного процесса классным руководителем

На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.

В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:

— созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
— оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
— формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
— оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.

Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:

— гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
— демократических принципов общения с воспитанниками;
— разумного порядка и дисциплины;
— принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:

профилактической работы;
— организации досуговой деятельности;
— работы с родителями;
— правового всеобуча;
— организации каникул;
— работы с трудными детьми.

Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.

Устранение пробелов в знаниях детей

Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.

Борьба с пропусками

Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.

Организация досуга

Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.

Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества – это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.

Пропаганда здорового образа жизни

Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.

Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».

Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.

Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.

Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.

Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.

Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.

Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.

Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей – это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.

Правовое воспитание

В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.

Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.

Примерная тематика таких классных часов:
— «Наши интересы и улица».
— «Обязанности и права школьника».
— «Преступления и их последствия» и т.д.

Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) – «Преступление и его виды».

Работа с родителями

В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.

Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:

— «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
— «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
— «Проблемы воспитания подростков» и т.д.

Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.

Загрузка...