Портал для мам - Дом ответов

Презентация возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия. Пути решения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. В душе останется любовь

Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации.

Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой могут возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет. К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников.

Приход в школу - одно из важнейших событий в жизни человека. Прежде всего, это включение в принципиально новую систему отношений с жёстким ролевым распределением, с заданными технологиями и чётко формализованной ответственностью, что означает есть установленные правила и есть вполне ясные и достаточно жёсткие санкции, непременно следующие не только вслед за их нарушением, но и за попытками невыполнения.

Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний. Переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто.

У ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения. В конфликтной ситуации ребенок ждет от педагога помощи, поддержки. Но, к сожалению, в работе с детьми крайне редко возможна гармония (совпадение) между проблемой, созданной поведением ребёнка, и тем, что взрослый предпринимает ради её эффективного преодоления. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное, и он вынужден искать самостоятельное решение неадекватными способами (агрессия, гнев, раздражение, стыд, угрызения совести, тревога и т. п.).



На основе анализа и обобщения конфликтов в начальных классах их можно разделить на три группы: дидактические (вызванные в основном приемами дисциплинирования младших школьников и оценки их успеваемости), этические (среди которых отдельно выделены запредельно-этические конфликты, спровоцированные педагогическими “правонарушениями”) и прочие.

В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление. Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

Поле возникновения столкновений, конфликтов, недоразумений расширяется и в связи с тем, что вместо одного-двух учителей в начальной школе подросток вступает в общение с десятком и более учителей, тренеров, кружководов и т. д. О личности педагога дети судят по отдельным поступкам, фразам, эмоциям. У подростков легко завоевать авторитет, но легко его и потерять.

Здесь следует подчеркнуть, установленные педагогами - исследователями закономерности так называемого наивного, или интуитивного профессионализма у учащихся. Доказано, что в результате педагогики сотрудничества у школьников вырабатываются критерии оценки учительского труда по его результативности. Наблюдая за своеобразием стиля и специфики труда различных учителей, подростки безошибочно, за редким исключением, выделяют учителей-мастеров, слабых преподавателей и лиц, лишенных способностей научить своему предмету.

В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу. Возможны ситуации, когда конфликтующие стороны доводятся до нервных срывов и в состоянии аффекта могут не давать отчета своим поступкам. Конфликты подростков и преподавателей могут достигать уже стадии организации, когда субъектом конфликта выступает класс, или группа учащихся. Иллюстрациями к данному утверждению могут послужить примеры массовых уходов с уроков, невыполнений заданий учителя, нарушения дисциплины, срывов уроков и т. д.

Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками в литературе выделяются:

1. Конфликты дисциплины (нарушение преимущественно учащимися и редко преподавателями тех или иных правил и порядков, без которых учебный процесс немыслим).

2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

Особенно сильное недовольство подростков действиями учителя бывает вызвано подменой функций оценок. Вместо средства, с помощью которого фиксируются факты движения учащихся к овладению знаниями, оценка становится орудием наказаний, мести, запугивания. Встречают у подростков протест и такие несуразности, как манипуляции с оценками, когда единицы вдруг превращаются в четверки, то же происходит с тройками к удивлению подростков. Заявление ученика в форме “вы не правы” в оценке ответа обычно не остается без раздраженной реакции учителя. Это происходит во многом ввиду отсутствия установленного порядка опротестования учащимся отметки, выставленной педагогом.

3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

5. Конфликты этики.

Старшие школьники в отличие от младших и подростков это особый контингент учащихся.

Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личных и профессиональных качествах учителя. Известно, что переход учителя с опытом обучения подростков в старшие классы сопровождается необходимыми трансформациями всей системы преподавания, общения, требований, стиля, речи, даже интонаций и внешнего вида. Практика совмещения работы учителя в средних и старших классах показывает, что не каждому из педагогов это легко удается. Перенос же подростковых моделей общения в старшие классы вызывает немало недоразумений.

Особое внимание необходимо уделить основным противоречиям юношеского возраста. Одно из них состоит в предъявлении к взрослым завышенных требований при снисходительном отношении к собственному их несоблюдению. Не прощают учителю его промахов и в то же время не осуждают себя за те же или, быть может более серьезные.

Вторым противоречием выступает сосуществование в поступках и сознании старшеклассников принципиальности в большом и беспринципности в малом. Выражается оно в готовности отстаивать правду, во что бы то ни стало, выполнять свой гражданский долг, идти на риск ради достижения социальной справедливости и в то же время допускать чисто детское в своих поступках. Совершать мелкие пакости в школе, классе, по отношению к несимпатичным учителям.

Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, гипертрофируемых в горе, толкающих старшеклассника к неоправданным поступкам.

Следует отметить довольно сильное расхождение между старшеклассниками и учителями в оценке одних и тех же ситуаций. Оказывается там, где ребята уже переживают ситуацию как конфликт, учителя ещё не воспринимают её таковой и более того, вероятно не замечают, не понимают реакции и состояния учеников в этих ситуациях.

Отчасти разрыв в оценках обусловлен тем, что учителя и ученики по-разному понимают слово “контакт”. Учителя имеют ввиду просто нормальный психологический климат, делающий возможным учебно-воспитательный процесс, тогда как старшеклассники мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И все-таки разница между учительскими и ученическими оценками разительна.

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Профессия педагога, относящаяся к типу профессий «человек – человек», предъявляет особые требования к его личности, знаниям, умениям и навыкам….

+ Таблица: Оптимальные, допустимые, критические характеристики педагога

+ Профессиональные деструкции.

ПРИТЧА «КОРОБОЧКА» Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.


О конфликте говорят: Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Основными признаками конфликта являются: 1. Биполярность – т.е. наличие двух, противоречащих друг другу или несовместимых интересов. 2. Активность, направленная на преодоление противоречия. 3. Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Очень важно знать и помнить, что: 1. Конфликт – это нормально. 2. Конфликт – это необязательно плохо. 3. Конфликт – это может быть хорошо. 4. Конфликт – это то, с чем можно работать.


Решим житейские ситуации: Ситуация 1: Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация. Ситуация 2: На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт. Ситуация 3: Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. Ситуация 4: Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.




Подростковый комплекс чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и без апелляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.


Целеустремленность, настойчивость, импульсивность Апатия, отсутствие стремлений и желаний Самоуверенность, ранимость, неуверенность Общение сменяется желанием уединиться Развязность сочетается с застенчивостью Романтическое настроение с цинизмом, расчетливостью Нежность, ласковость на фоне недетской жестокости


Типы конфликтов и причины внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. межличностный конфликт - когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели таких людей конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы межгрупповой конфликт - возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп




Разрешение внутренних конфликтов: 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрушение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков. 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрушение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное удовлетворение личностно значимых для подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков; 5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков.




Отвечаем: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл 1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку. 1. Угрожаю или дерусь. 2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней. 3. Ищу компромиссы. 4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5. Избегаю противника. 6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. 7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет. 8. Иду на компромисс. 9.Сдаюсь. 10. Меняю тему. 11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего. 12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. 13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну. 14. Предлагаю мир. 15. Пытаюсь обратить все в шутку.




«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым. «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны. «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс. «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей. «Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.











1. Не навязывать свою точку зрения 2. Нельзя шутить и иронизировать над эмоциональными проявлениями 3. Не следует общаться с подростком, как с маленьким 4. Нельзя обострять внимание на промахах и ошибках 5. Нельзя применять физические наказания 6. Воспринимать подростка как равного себе и стать ему другом Как сохранить взаимопонимание (рекомендации)



Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Возможно моя презентация с приведёнными в ней методиками, поможет учителям и родителям получить необходимую информацию для изучения причин агресси.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Конфликты в младшем школьном возрасте. Как их избежать».

а грессия; неуважение к другим; неумение общаться. Причины конфликтов в младшем школьном возрасте

Агрессия -действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (у дарили), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения и др.)

Причины агрессивности детей. Грубое, жестокое поведение родителей. Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему. Взаимоотношения со сверстниками. Отношения в семье. Противоположные требования. Непоследовательность родителей. (Возникновение противоречий между словами и поступками.) Особенности биологического развития. СМИ.

Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины: Защита Несдержанность (показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма)

Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

Что делать, если ребёнок агрессивен по отношению к окружающим? Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. (Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребёнок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.)

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. (Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких черт, как злоба, жестокость и упрямство). Важно помочь ребёнку научиться владеть собой. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Надо дать понять ребёнку, что агрессивное поведение никогда не принесёт желаемого результата. Самое главное -научить ребёнка разряжаться, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

«Ёжик» - методика получения обратной связи. Данная методика направлена на изучение причин агрессии младших школьников через получение обратной связи путём погружения в сказку.

Данная методика разработана педагогом- психологом Бахтигиреевой Т.Н. « Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он попросил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем! Все ёжики на свете колючие. Не правда ли? На них столько колючих иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить -и вовсе нельзя. Но нашему ёжику всё-таки повезло. Как это произошло? А вот как. Брёл ёжик по лесу. Видит пень торчит. На том пне сидит Зайчонок и кашу манную ест. Съел Зайчонок всю кашу и сказал: «Спасибо, мама!» Подошла к зайчонку мама, по головке погладила и похвалила: «Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт» А ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, чт о он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

Кто тебя обидел? -Никто не обидел»- отвечает Ёжик. -А почему у тебя слезинки на глазах? -Потому что Вы Зайчонка… погладили…лапкой» Разве тебя мама не гладит? -Не гладит. Никто меня не гладит. Я бы тебя погладила, малыш, если бы…..если бы ты не был таким колючим, - пожалела ёжика Зайчиха. Конечно она бы тебя погладила, - вмешался Зайчонок. –Но можно очень даже лапу уколоть. А если я не буду колючим? –вдруг спросил Ёжик. Тогда другое дело, -говорит Зайчиха. –Но ведь это невозможно! Возможно! – крикнул Ёжик и стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев.

Когда этот шарик подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чём дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал: Теперь я…совсем…. не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика. Молодец! –сказала она. –Ах, какой находчивый Ёжик растёт! Ребята, когда Ёжик рассказал мне эту историю, ему захотелось узнать, есть ли в нашей школе детки, похожие на Ёжиков, которых никто никогда не гладил и не приласкал. А чтобы Ёжик поскорее узнал об этом, я предлагаю вам нарисовать ответы на вопросы и отправить эти рисунки Ёжику в сказочный лес.

1.Твоя мама часто гладит тебя по голове, прижимает или она этого не делает совсем? 20 детей 6 детей 1 ребёнок Только ругает Редко Часто

2 . Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? 9 детей 1 ребёнок 17 детей Не нравится Всё равно Да

3.Бывают случаи, когда человека всё вокруг раздражает, всё ему не нравится. Если с тобой это происходит часто… 12 детей 15 детей 1 ребёнок Часто Иногда Никогда

4. Нашего ёжика никто не мог погладить из-за иголок. А есть ли у тебя «иголки», которые Появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если иголки появляются часто и мешаю тебе дружить с ребятами, нарисуй.. 4 ребёнка 15 детей 9 детей Никогда Иногда Часто

5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече? 8 детей 0 20 детей Приятно видеть всех детей. Только н екоторых. Не хочется никого видеть.

АНКЕТА 1. С большим удовольствием иду в школу. 2. Устраивает режим работы школы. 3. Устраивает расписание. 4. С большим желанием выполняю домашнее задание. 5. У меня есть любимый учитель. 6. У меня достаточно времени для занятий по интересам. 7. Принимаю участие во всех школьных и классных мероприятиях. 8. Мне нравится мой класс. 9. Хочу перейти в другую школу. 10.На каникулах скучаю по школе. Данная анкета направлена на выяснение общего эмоционального климата в детском коллективе и удовлетворённостью учебным процессом.

Удовлетворение учебным процессом опрашивалось 28 человек. 1.С большим удовольствием иду в школу. 85 % (24 ч.) 2. Устраивает режим работы школы. 71% (20 ч.) 3. Устраивает расписание. 96% (27ч.) 4. С большим желанием выполняю д / з. 57 % (16ч.) 5. У меня есть любимый учитель. 100% (28ч.) 6. У меня достаточно времени для 78% (22ч.) занятий по интересам. 7. Принимаю участие во всех школьных 53% (15ч) и классных мероприятиях. 8. Мне нравится мой класс. 100% (28ч) 9. Хочу перейти в другую школу. 0% 10.На каникулах скучаю по школе. 85% (24ч)

1.Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?­­­­­­­­­­­­­­­­ Кому не написал бы? 2.Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь? 3.С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? С кем бы не хотел? Почему? Данная методика направлена на выявление межличностных отношений в классе.

Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.


  • Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.
  • Конфли́кт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Внутриличностный конфликт
  • Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Внутриличностный конфликт
  • Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение - все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстников.
Межличностный конфликт
  • межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;
Конфликт между личностью и группой
  • конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе - его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
Межгрупповой конфликт
  • межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Конфликт «отцов и детей»
  • Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт..
Конфликт «отцов и детей»
  • . Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе.
Причины конфликтов
  • Борьба за лидерство
  • Примитивный тип общения
  • Психологическая несовместимость
  • Ущемление достоинства или амбиций.
  • Неподтверждение ролевых ожиданий.
Модель конфликта
  • Конфликтная ситуация
  • Инцидент
  • Конфликтное взаимодействие
  • Разрешение конфликта
  • Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон
  • Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
  • Конструктивное
  • Деструктивное
  • Пути разрешения конфликта
Пути разрешения конфликта
  • Конструктивные
  • Уступка
  • Компромисс
  • Сотрудничество
  • Деструктивные
  • Угрозы, насилие
  • Грубость и унижение
  • Разрыв отношений
  • Уход от проблемы
Функции конфликта
  • Позитивные
  • Развитие личности
  • Познание друг друга
  • Повышение авторитета
  • Психологическая разрядка
  • Негативные
  • Депрессия, угроза здоровья.
  • Ощущение насилия, давления.
  • Социальная пассивность.
  • Снижение качества деятельности.
Советы родителям и детям
  • Формируйте дружественные отношения. Очень Важно, чтобы в этом возрасте подросток почувствовал Вас не как родителя, а как друга, с которым можно поделиться своими тайнами, посоветоваться и просто пообщаться.
Советы родителям и детям
  • Больше общайтесь с подростком. Взрослые игнорируют детей в связи со своей занятостью, что отрицательно влияет на подростков. Дети занимаются собой самостоятельно, и это приводит к плохим последствиям. Что же делать? Старайтесь проводить больше времени в семье, распределять дела и досуг на выходные, чтобы всем было удобно и комфортно.
Советы родителям и детям
  • Никогда не сравнивайте детей с другими ребятами. Такая критика может понизить самооценку ребенка. Лучше поддерживайте и хвалите своего ребенка во всем и тогда он будет знать, что вы никогда не оставите его в трудную минуту, поддержите его во всех начинаниях. Подростки боятся обращаться за помощью к родителям и поэтому обращаются, к тем, кто, по их мнению, всегда поддержит и поймет. К сожалению, такие вещи не приносят плодотворных результатов, ведь есть риск попасть в плохую компанию..
Советы родителям и детям
  • Создайте благоприятную «погоду» в доме. Ведь дом – это крепость, где должны быть хорошие отношения между всеми членами в семье. Здоровые отношения и помощь друг другу помогут решить большинство ваших проблем.
Источники
  • : http://megabook.ru/

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гаринская средняя общеобразовательная школа
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Школьные конфликты» Гари, 2016 г.

Слайд 2

Что такое конфликт?
абсолютно естественное в жизни общества явление, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
Конструктивный
Деструктивный

Слайд 3

Разнообразие школьных конфликтов
« Ученик – ученик »
« Учитель-родитель ученика»
« Учитель – ученик »

Слайд 4

Конфликт «Ученик - ученик»
Причины конфликтов между учениками: борьба за авторитет соперничество обман, сплетни оскорбления обиды личная неприязнь к человеку симпатия без взаимности борьба за девочку (мальчика)

Слайд 5

Способы разрешения конфликта: Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Слайд 6

Агрессия - действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (ударили), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения и др.)

Слайд 7

грубое, жестокое поведение родителей; когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему; взаимоотношения со сверстниками; отношения в семье; противоположные требования; непоследовательность родителей (возникновение противоречий между словами и поступками); особенности биологического развития; СМИ.
Причины агрессивности детей.

Слайд 8

Агрессия, направленная на окружающих людей. Причины:
защита; несдержанность (показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма).

Слайд 9

Если вы заметили в ребенке агрессивное поведение, то предлагается шесть направлений по коррекционной работы:
Это, прежде всего, консультация с педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. Снижение уровня личностной тревожности. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в конфликтной ситуации. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие самоконтроля. Формирование собственных эмоций, развитие эмпатии. Формирование адекватной самооценки. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемыми способами, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом. На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На первых порах ребенок может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, ребенок начинает вести себя более спокойно.

Слайд 10

Да – 10 ч. Конечно да – 1 ч. Так себе – 1 чел. Нет – 2 ч.
1. С удовольствием иду в школу
2. С желанием выполняю домашнее задание
Да – 8 ч. Нет – 6 ч.

Слайд 11

Да – 12 ч. Да, да, да, да – 2 ч.
3. У меня есть любимый учитель
4. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

Слайд 12

Да – 11 ч. Да, да, да, да – 2 ч. Конечно да – 1 ч.
5. Мне нравиться мой класс
6. У меня достаточно времени для занятий по интересам.
Да – 10 ч. Нет – 3 ч.

Слайд 13

Нет – 12 ч. Нет, нет, нет, нет – 1. Нет конечно – 1 ч.
7. Хочу перейти в другую школу
8. На каникулах скучаю по школе
Да – 10 ч. Нет – 4 ч.

Слайд 14

Да – 13 ч. Нет – 1 ч.
9. Когда ты приходишь в школу, в свой класс, ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече?
10. Кому из детей ты написал бы поздравительную открытку?
11. Кому не написал бы?

Слайд 15

Конфликт «Учитель-родитель ученика»
Причины конфликтов: разные представления сторон о средствах воспитания; недовольство родителя методами обучения педагога; личная неприязнь; мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

Слайд 16

Способы разрешения конфликта: 1. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Слайд 17

Способы разрешения конфликта: 2. Открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Слайд 18

Способы разрешения конфликта: 3. После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Слайд 19

Конфликт «Учитель - ученик»
Причины конфликтов: отсутствие единства в требованиях учителей чрезмерное количество требований к ученику непостоянство требований учителя невыполнение требований самим учителем ученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученика личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Слайд 20

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта:
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие. Второй момент - анализ ситуации без превратности. Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу - выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти. Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Слайд 21

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
№ п/п ФИ учащегося I ч. II ч.
1 Воробьёва Н. 60 сл. «5» 70 сл. «5»
2 Зальман И. 20 сл. «2» 30 сл. «3»
3 Иваненко П. 57 сл. «5» 70 сл. «5»
4 Карманович С. 31 сл. «4» Н.
5 Лобанова М. 51 сл. «5» 57 сл. «5»
6 Нефёдков Д. 30 сл. «3» 44 сл. «4»
7 Новикова Д. 27 сл. «3» 40 сл. «4»
8 Ободенко И. 26 сл. «3» 34 сл. «3»
9 Рычкова Д. Н. 64 сл. «5»
10 Сосламбеков А. 51 сл. «5» 66 сл. «5»
11 Судьина Л. 34 сл. «4» 45 сл. «4»
12 Тукмачев А. 74 сл. «5» 96 сл. «5»
12 Филипьева К. 111 сл. «5» 101 сл. «5»
14 Шалагин В. 88 сл. «5» 106 сл. «5»

Загрузка...