Портал для мам - Дом ответов

Ребенок все время падает и ударяется головой. Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок ударился головой. Симптомы травмы головы

: Время прочтения:

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10-11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Практически невозможно найти ребенка, который бы не падал. Как только малыш начинает пробовать ходить, его тело, пусть и не полностью, но все же покрывается синяками, ссадинами, царапинами... Природа позаботилась о детском организме и обеспечила максимальную защиту головы от травм. Большинство падений не наносят существенного вреда здоровью непоседы. Но есть травмы, которые опасны для жизни малыша и имеют тяжелые последствия.

Почему дети чаще всего ударяются головой

Педиатры констатируют, что именно голова лидирует по количеству полученных травм. Родители более спокойно реагируют, когда малыш повреждает руку или ногу. Но большинство ушибов достается голове.

Такая статистика имеют свои объяснения. Так, у детей до 5 лет голова относительно тяжелая и имеет большие размеры по сравнению с другими частями тела. Такая физиологическая особенность маленьких деток влияет на координацию их движений. Достаточно всего незначительного толчка, чтобы малыш потерял равновесие и упал головой вниз.

Физиологические особенности детского мозга

Голова ребенка имеет немного другое строение, чем у взрослого. Кости черепа малыша мягкие и гибкие. Это значит, что при столкновении с твердой поверхностью проломить череп сложно. Во время удара эластичные кости сдвигаются и возвращаются в исходное положение.

Еще одна важная особенность детского мозга - его незрелость и большое содержание спинномозговой жидкости. Детская голова намного легче переносит удары.

Врачи в редких случаях диагностируют черепно-мозговую травму или когда ребенок упал и ударился головой. Комаровский много рассказывает о травмах и учит родителей распознавать опасные симптомы. Известный детский врач дает ценные рекомендации, рассказывает, как правильно оказывать первую помощь при разных травмах головы.

Осмотр ребенка

Если ребенок упал и ударился головой, Комаровский советует не паниковать и наблюдать за малышом в течение ближайших суток. Родители должны обеспечить ребенку покой и не позволять активные игры. Если первые часы после падения карапуз ни на что не жалуется и чувствует себя хорошо, причин беспокоится и обращаться к врачам нет.

О многом свидетельствует реакция малыша на полученный удар. При сложных травмах головы, которые сопровождаются кровотечением или сотрясением мозга, ребенку может резко стать плохо, или он может вести себя не так, как обычно. Если после падения малыш спокойно встал и улыбается, повреждения головы и внутренних органов маловероятны.

В любом случае, если ребенок упал и ударился головой, Комаровский рекомендует определить наличие опасных симптомов. Их должны знать все родители, чтобы вовремя обратится к врачу и предупредить развитие осложнений и патологий.

Тревожные симптомы

Врачи выделяют ряд серьезных признаков, которые могут проявляться, если ребенок упал и ударился головой. Комаровский составил перечень таких симптомов:

  1. Нарушение сознания любой интенсивности и продолжительности.
  2. Неадекватное поведение.
  3. Нарушение речи.
  4. Повышенная сонливость.
  5. Сильные головные боли, которые проявились в первые часы после падения и сохраняются продолжительный промежуток времени.
  6. Судороги.
  7. Неоднократные приступы рвоты.
  8. Нарушение равновесия.
  9. Головокружения.
  10. Разные размеры зрачков.
  11. Слабость рук и ног, невозможность двигать ими.
  12. Темные круги под глазами.
  13. Кровотечение или выделение жидкости с прожилками или носа.
  14. Нарушения органов чувств.

Эти симптомы могут проявляться у детей разного возраста. Наличие хотя бы одного свидетельствует о необходимости немедленного обращения за медицинской помощью.

Падение с дивана

Молодые родители часто недооценивают возможности грудничка. Они позволяют себе оставлять малыша на диване без присмотра. Уже с 4 месяцев ребенок активно двигается и пробует переворачиваться. В это же время малыш понемногу начинает ползать. В таком возрасте за крохой нужен глаз да глаз, если родители желают уберечь чадо от травм и ушибов.

Наверное, в каждой семье был случай, что в возрасте, скажем, 6 месяцев и ударился головой. Комаровский считает, что такое событие - почти неизбежность. Все дети до 1 года нередко падают с кровати. Малыши еще не могут оценить опасность своих действий и за долю секунды скатываются на пол. Даже очень внимательная мама может не углядеть за вертлявым малышом, отвернувшись за бутылочкой.

У деток первого года жизни активно развивается мозг и ЦНС, а кости черепа еще недостаточно крепкие и неплотно соединены. Это повышает риск повреждений при падении, результатом которого является черепно-мозговая травма. Поэтому важно не допускать, чтобы в упал и ударился головой. Комаровский предупреждает о печальных последствиях. Малыш может получить сотрясение мозга и даже открытую ЧМТ.

Что делать, если грудничок упал с дивана

Если ребенок упал с дивана и ударился головой, Комаровский рекомендует сразу взять малыша на руки, чтобы успокоить его. По мнению врача, в большинстве случаев нет причин для беспокойства. Высота диванов составляет около 50 см и даже меньше. Падение с такой высоты не может значительно повредить головной мозг. Обычно ребенок может только испугаться и потому плакать.

Как только малыш успокоился, следует осмотреть его на наличие ссадин, шишек и ран на голове. Важно наблюдать за его реакциями и поведением.

Если ребенок упал с дивана и ударился головой, Комаровский рекомендует, разумеется, при наличии подозрительных признаков, немедленно обратиться к доктору. Что же это за признаки?

Симптомы серьезного травмирования грудничков

О том, что младенец получил опасную травму, свидетельствуют следующие симптомы:

  1. Потеря сознания на короткое и длительное время сразу после падения или через некоторое время.
  2. Формирование отека на месте удара, который интенсивно увеличивается.
  3. Наличие кровянистых выделений из носа и ушей.
  4. Ненормальное поведение малыша, которое может сигнализировать о головных болях.
  5. Рвота.
  6. Постоянный плач.
  7. Нарушения координаций движений.

Известный врач, который подробно описал проявления, когда ребенок упал и ударился головой, - Комаровский. Опасные последствия такого удара при несвоевременном медицинском вмешательстве угрожают здоровью грудничка.

Тактика лечения ЧМТ у младенцев

При малейшем подозрении на черепно-мозговую травму грудничка следует госпитализировать в стационар для обследования нейрохирургами и невропатологами. Для подтверждения диагноза проводятся следующие анализы и исследования:

  1. УЗИ головного мозга.
  2. Компьютерная томография или магнитно-резонансная томография.
  3. Электроэнцефалограмма.

При подтверждении диагноза малышу назначают соответствующие медикаменты, физиопроцедуры и специальный режим. Правильно составленная терапия способствует излечению травмы с минимальными последствиями.

Первая помощь до приезда врачей

Самый частый вопрос, который задают все молодые родители: "Что делать? Ребенок упал и ударился головой". Комаровский рекомендует осмотреть малыша и выполнить следующие действия:

  1. Если есть незначительный ушиб, достаточно приложить к месту отека лед или холодный предмет. Это позволит уменьшить припухлость.
  2. Независимо от силы удара младенцу необходимо обеспечить покой. Если травма выражена, важно не давать ребенку спать до момента приезда кареты скорой помощи. Соблюдение этой рекомендации также позволит не пропустить другие симптомы.
  3. Положить ребенка на кровать в таком положении, чтобы позвоночник и голова были на одном уровне.
  4. При наличии рвоты малыша следует уложить на бок, чтобы выделения легко отходили и не мешали пострадавшему нормально дышать.

Это основные рекомендации, которые помогут сориентироваться в ситуации и подскажут, что делать, если ребенок упал и ударился головой. Комаровский как педиатр запрещает предпринимать другие действия. Во время осмотра доктор сможет установить степень тяжести удара и сделать вывод о необходимости госпитализации.

Возможные последствия

Самая распространенная и наиболее легкая травма - ушиб мягкий тканей. В этом случае мозг не повреждается. После удара на коже головы может образоваться шишка или ссадина.

При черепно-мозговой травме последствия могут быть разные. В легких случаях ребенок полностью выздоравливает. Если травма тяжелая - могут нарушаться важные мозговые функции.

При сильных поражениях мозга прогноз развития нарушений непредсказуемый. Полнота выздоровления зависит от тактики лечения, используемых медикаментов, соблюдений рекомендаций врача, тяжести травмы, пола и возраста малыша, состояния его здоровья.

Один из наиболее известных педиатров, который призывает родителей оперативно реагировать, когда ребенок упал и ударился головой, - Комаровский. Последствия такого рода травм бывают жизнеугрожающими. Своевременное оказание медицинской помощи позволяет предотвратить осложнения.

Как защитить ребенка от падения

Если в 3 месяца ребенок упал и ударился головой, Комаровский в таком случае винит родителей. Многих травм можно было бы избежать, если обеспечить малышу полную безопасность. Наиболее часто груднички падают с пеленальных столиков. Поэтому лучше пеленать кроху и проводить гигиенические процедуры на диване или использовать столик с высокими бортиками. При этом возле ребенка обязательно должен находиться кто-то из взрослых.

Кроме того, возле поверхности, на которой будет лежать малыш, можно постелить ковер. Он смягчить возможное падение. Некоторые родители кладут на пол даже подушки или одеяла.

  1. Не оставлять малыша одного на или на диване. Если есть необходимость на несколько секунд выйти из комнаты, лучше положить ребенка в его кроватку или в коляску.
  2. Находясь рядом с малышом, следует придерживать его рукой. Нередко груднички падают на пол в присутствии мамы.
  3. Стараться не оставлять надолго малыша одного в комнате. Полугодовалый ребенок может уже пробовать садиться и пытаться вылезти из кроватки.

Повышенное внимание от родителей требуется и во время прогулок. Маленький и любопытный непоседа может легко выпасть из люльки. Желание малыша сидеть является сигналом о том, что пора пересаживать его в прогулочную коляску. Ремни безопасности позволяют надежно закрепить активного ребенка и таким образом обезопасить его от падения на землю.

Уберечь малыша от травм головы при передвижении по квартире могут специальные современные приспособления - накладки на острые углы, прорезиненные коврики. Очень важно, чтобы домашняя обувь крохи имела нескользящую подошву. Для детей до года выпускаются носочки с «тормозами», которые уменьшают скольжение.

Если малыш упал с качели

Еще одно опасное место, где часто травмируются маленькие дети - игровая площадка. На горке скапливается много детей, которые не только могу сами упасть, но и толкнуть друг друга. Даже в детском саду случается, что ребенок упал с качели и ударился головой. Комаровский считает детские площадки местом повышенной опасности, требующим постоянного наблюдения за детьми.

Для предотвращения серьезных травм детские врачи советуют родителям дошкольников всегда находиться рядом с ребенком на площадке и поддерживать руками малыша, когда тот карабкается по высоким конструкциям. Когда ребенок уже научился самостоятельно кататься, кто-то из взрослых все равно должен наблюдать за ним и находиться на расстоянии нескольких метров. Так удастся быстро среагировать на желание малыша сделать опасное движение, результаты которого могут быть плачевны.

При падениях на детских площадках более опасные. Все качели и горки производятся из металла, который обладает повышенной травмоопасностью. А если учесть бетонное покрытие площадки, то не приходится удивляться тому факту, что риск сильно повредить голову довольно высок.

  • Вес
  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Дети любознательны и непоседливы, а потому совсем избежать травм, падений и ушибов ни у кого не получается. В процессе познавания мира малыши падают довольно часто. Но если падение на попу или спину не вызывает у родителей приступов паники, то ситуация резко меняется в случае, если ребенок ударился головой. Авторитетный педиатр, автор многочисленных книг и статей о детском здоровье Евгений Комаровский рассказывает, чем опасны такие падения и когда нужно начинать беспокоиться.

    Особенности детской физиологии

    Голова маленького ребенка устроена таким образом, что она относительно большая по сравнению с остальными частями тела, поэтому малыши чаще всего, теряя равновесие, падают именно на голову. Но есть и положительное: мозг ребенка достаточно надежно защищен от травм при падении. Если маленький ребенок упал с дивана вниз головой, то наибольшую травму (психологического свойства) получили его родители, а не он сам. Кости черепа младенца очень мягкие, а «родничок» и динамичные «швы» между костями черепа обеспечивают им подвижность. Чем больше родничок, говорит Евгений Комаровский, тем меньше вероятность получения травмы при падении вниз головой. Кроме того природа придумала и еще один амортизирующий механизм - большое количество спинномозговой жидкости.

    Если ребенок в 6-7 месяцев, когда он становится более подвижным, перевернулся неудачно и упал с дивана или пеленального столика, не стоит сразу впадать в панику. Малыш, конечно, будет истошно орать. Но родители должны понимать, что плачет он не от ужасной боли, а больше от испуга, вызванного резким перемещением в пространстве. Если кроха уже через полчаса улыбается, гулит и ведет привычный для него образ жизни, ничего в его поведении не изменилось, то причин для тревог, обследования у врачей, нет, утверждает Комаровский.

    Чаще всего головой дети до года начинают биться, когда осваивают первые шаги. Обычно это происходит после 8-9 месяцев. Именно поэтому важно, чтобы малыш сначала научился ползать, а уж потом стоять и ходить.

    Конечно, ребенок, который ударился головой, требует более внимательного отношения со стороны родителей. Желательно обеспечить малышу покой, не давать ему много бегать, играть в подвижные активные игры, громко кричать. Первые же сутки покажут, если ли у малыша травма. Для этого родители как дважды два должны знать симптомы травм головы.

    Черепно-мозговые травмы

    Не имеет значения возраст и пол ребенка, высота, с которой он упал головой вниз, размер синяка или шишки на лбу, а также наличие или отсутствие ссадин и крови. Всем мамам и папам следует знать, что во всех ситуациях, связанных с наличием травмы головы, ребенку нужна квалифицированная медицинская помощь.

    Наличие травмы можно заподозрить, если у ребенка наблюдается помутнение сознания, потеря сознания любой продолжительности и кратности. Наблюдение очень важно, так как родители, которые знают особенности поведения своего ребенка, смогут вовремя заметить изменения в его поведении. Любые неадекватные изменения могут говорить о возможной травме головы.

    Если ребенок перестает нормально засыпать, или, наоборот, необычно долго спит, у него появилась головная боль, и она не проходит даже через час-полтора после падения, следует обратиться за квалифицированной врачебной помощью.

    Характерный симптом травмы головы - рвота , особенно если она имеет неоднократный характер. У ребенка может стать шаткой и неуверенной походка, наблюдаться головокружения, судороги, могут быть заметны нарушения координации движений, слабость руках, ногах, невозможность двигать одной или сразу двумя парными конечностями. Во всех этих случаях следует обязательно вызвать «неотложку».

    Выделения из носа и ушей, будь они кровянистыми, сукровичными или прозрачными и бесцветными - однозначный повод предположить травму.

    Также симптомами травм могут являться разные нарушения функционирования органов чувств (снижение слуха, ухудшение зрения, полное, а может быть, частичное отсутствие реакции на тактильный контакт). Чадо может начать жаловаться на то, что ему холодно или жарко. На каждый из этих симптомов Евгений Комаровский советует обратить внимание.

    Сотрясение мозга

    Это довольно простая черепно-мозговая травма, при которой ребенок может потерять сознание, но такая потеря будет носить кратковременный характер (не более, чем на 5 минут), возможна тошнота, головокружение . Мозг не повреждается, но при сотрясении временно нарушаются некоторые функции клеток мозга. Доктор Комаровский утверждает, что это самое легкое последствие падения на голову, потому что через пару-тройку дней функции мозга нормализуются и состояние ребенка приходит в норму.

    Ушиб мозга

    Это травма, при которой повреждаются непосредственно оболочки мозга, а также более глубокие его структуры с образованием гематомы и возникновением отека. То, насколько продолжительным будет состояние потери сознания, влияет на степень ушиба, он может быть легким, средней степени и тяжелым. При первой степени симптомы похожи на сотрясение мозга, только бессознательное состояние у ребенка может длиться более 5 минут. Средняя тяжесть травмы характеризуется продолжительностью обморока от 10-15 минут до часа и чуть более. При тяжелой форме сознание может отсутствовать как несколько часов, так и несколько недель.

    Сдавление головного мозга

    Это крайне опасное состояние, когда в результате травмы головы возникает компрессия внутри черепа. При такой патологии возникает рвота, которая имеет затяжной и многократный характер. Периоды потери сознания сменяются так называемыми «светлыми» периодами, когда ребенок ведет себя обычно, никак не проявляя признаков мозгового нарушения. Такие периоды могут длиться до 48 часов.

    Первая помощь

    Если ребенок упал, ударился головой и возникло рассечение кожных или волосяных покровов, при этом ребенок не терял сознанияя. и через сутки признаком травмы не наблюдается, вести его к врачу не надо, говорит Евгений Комаровский. Достаточно обработать ранку антисептиком, приложить к месту наружной травмы лед. При обширной ране (более 7 мм) следует обратиться в травмпункт, ребенку наложат несколько шво, и на этом лечение можно считать законченным.

    Если рана открытая (при открытой черепно-мозговой травме) давить на нее для остановки кровотечения ни в коем случае нельзя. Маме следует обложить рану по краям льдом до приезда врача.

    Если ребенок упал, ударился затылком или лбом об пол, и родители сразу или спустя несколько часов обнаружили у ребенка признаки травмы, ребенка надо уложить и позвонить в больницу. Устанавливать тип травмы, ее характер и тяжесть - задача врачей.

    Если травма головы тяжелая, чадо находится без сознания, у него отсутствует дыхание, ребенку нужно оказать реанимационные меры воздействия до приезда «неотложки». Чадо следует положить на спину, зафиксировать голову, провести сердечно-легочную реанимацию, после того, как малыш придет в себя, ему нельзя давать двигаться, пить и разговаривать до приезда врачей.

    Последствия

    При черепно-мозговых травмах страдают жизненно важные центры и отделы мозга. Если ребенку не оказать своевременной медицинской помощи, изменения, которые вызываются при ушибе или сдавлении, могут быть необратимыми. Тяжелая травма может привести к летальному исходу.

    Если ребенок ударился головой, находясь вдалеке от родителей, например, в оздоровительном летнем лагере или интернате, родители по объективным причинам не могут 24 часа после удара наблюдать за поведением и состоянием ребенка. В этой ситуации следует с пониманием относиться к тому, что врачи и воспитатели детского учреждения «перестраховываются» и сразу отправляют ваше чадо в больницу. По словам Комаровского, в 99% случаев такая госпитализация требуется не для того, чтобы ребенка лечить, а для того, чтобы за ним было, кому наблюдать.

    Чья бы сила тебя ни сгибала,
    Ни давила к земле тяжело, —
    Ты встаёшь, как ни в чём не бывало,
    Всем напастям и горю назло.
    Рождественский В. А.

    Гиперактивное детство

    Мама принесла малютку на прием к детскому неврологу. Пока идет разговор мамы и доктора, ответы на вопросы, малыш переворачивается со спины на живот. Только два дня назад он освоил это серьезное для младенца движение – и вот теперь переворачивается «до упада», остановиться не может. Мама его на спину, чтобы врач посмотрел, он на живот, мама на спину, а он снова за свое. И так все время приема. Невролог понаблюдал и спрашивает:
    — Он у вас все время так?
    — Да.

    Дальше – в том же духе. Малыш подрастает, осваивает новые движения. Его не остановить, так и мелькает перед глазами: только что был здесь, уже – там. На прогулке за ним не угонишься: он не просто бежит, он «несется». Ну и падает, конечно, как без этого, с такими-то скоростями.

    Подрос, но не изменился

    Когда падает малыш, который только учится ходить, это воспринимается как норма. Не страшно, когда иногда падает дошкольник или младший школьник – с кем не случается, ведь у них такие подвижные игры. Но как быть, когда падает уже большой ребенок, который ростом почти с маму? И падает постоянно… Этот факт вызывает смешанные чувства. К беспокойству за его здоровье добавляются досада, недоумение.

    Про таких говорят: «Упал на ровном месте». Тут же вскочил и снова побежал. Обычно не жалуется и не плачет, только потрет ушибленное место. Когда спрашиваешь, откуда очередной синяк или ссадина, начинает с недоумением разглядывать: «Не знаю…» Даже не заметил, как упал. Или «не вписался в поворот». Или снова «сел мимо скамейки». Или «сосчитал очередной угол»…

    Ну почему он такой неосторожный? И когда же это закончится? Пора бы остепениться, что ли. Может, отдать его в шахматный кружок? Хоть там перестанет скакать: будет сидеть спокойно и думать. Правильно ли такое решение? На этот вопрос четко и аргументировано отвечает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

    Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика каждого человека имеет заданные от рождения желания и свойства, группы которых называют векторами. Наши желания обычно определенны: нам хочется именно этого, а не чего-то другого. И если это наши врожденные желания, у нас есть все необходимые свойства, чтобы их реализовать .

    Вёрткие, быстрые, подвижные, энергичные – это люди с кожным вектором. Жизнь такого ребенка наполнена движением, он просто не может остановиться. Такой кожный непоседа просто не в состоянии спокойно сидеть на месте, у него другая природа.

    Кроме этого, люди с кожным вектором обладают особой гибкостью во всем. Например, идет такой человек в толпе людей, при этом ловко и виртуозно лавирует между чужими локтями и спинами – ни с одним не столкнется.

    Такими природа создала их не случайно: благодаря врожденной активности и гибкости они реализуют свое желание быть первыми, чемпионами во всем – быстрее добиться цели, затратив минимум сил.

    Только человека с кожным вектором отличает стремление к успеху , к имущественному и социальному превосходству. Именно кожные люди делают блестящую карьеру – они к этому стремятся, и они этого достигают.

    Сопутствует достижению успеха и стремление к лидерству: кожный человек хочет получить одну из первых ролей в коллективе. Обладатель кожного вектора может стать лучшим организатором, управленцем. В потенциале. Как же реализовать этот потенциал?

    Мы рождены, чтобы реализовать себя. Звучит красиво, но как понять, в какой сфере себя проявлять? Как не пробовать все подряд, а ориентироваться на склонности человека? Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает ответы на эти вопросы, так как раскрывает четко работающий механизм познания себя и других людей. А знание своих заданных от природы психических свойств позволяет определить свою миссию, найти любимое дело, в конечном счете, — реализовать себя в социуме и быть счастливым.

    В случае, если ребенок не развивается в нужном направлении, его врожденные свойства все равно проявляются, но искаженным образом. Тогда кожник, который имеет все шансы стать самым ловким, кто в потенциале может стать прекрасным танцором или достичь успеха в спорте, становится несуразным и расхлябанным человеком. Он все время падает и натыкается на углы, собирает косяки, травмируя себя. И вместо того, чтобы на большой скорости двигаться вперед к цели, начинает суетиться и мельтешить впустую.

    Поэтому важно дать верное направление развития ребенку, чтобы в полной мере реализовать его потенциал. А не пытаться подавить его природные желания или заменить их на другие, более «правильные» и значимые на наш взгляд. Поменять природу невозможно, но покалечить ребенка, самым негативным образом повлиять на его жизненный сценарий – легко.

    Гимнаст или шахматист?

    Итак, какую деятельность можно выбрать для кожного ребенка, чтобы развить его свойства? Из вышесказанного становится понятно, что такой ребенок не будет сидеть за шахматной доской, подолгу просчитывая ходы в партии. Но зато он может стать прекрасным .

    Как подобрать для кожного ребенка подходящую секцию или кружок? Критерием того, что выбор правильный, станет общее состояние ребенка – прекрасное настроение, счастливый вид и очевидные успехи в своем увлечении. Предоставьте ребенку выбор кружка в рамках свойств его психики.

    Кроме этого, стоит позаботиться, чтобы ребенок смог проявить себя как лидер в коллективе сверстников. Это очень важно для ребенка с кожным вектором и мотивирует его еще больше. Достичь этого можно разными способами.

    Стимулируйте активное участие ребенка в различных мероприятиях, в которых он может показать себя с лучшей стороны. В первую очередь, это различные спортивные игры, состязания, а также танцевальные конкурсы. Поскольку в кожном ребенке живет дух соревновательности, участие в спортивных олимпиадах и конкурсах ему по душе и только еще больше развивает его таланты. Навыки организатора можно проявить в презентациях различных проектов, подготовке детских праздников и других мероприятиях.

    Поскольку для ребенка с кожным вектором очень важен статус, об этом надо позаботиться. Не забудьте оценить достижения ребенка полезными призами, ведь для маленького кожника очень важна и материальная поддержка его успешной деятельности. Именно кожные люди любят повторять: «Спасибо в карман не положишь».

    Кроме того, для ребенка с кожным вектором важны изменения, он любит все новое и передовое. Поэтому, если у такого ребенка будет самый современный планшет или смартфон, самая новая программа или игра, это наполняет его заданное от природы желание изменений, а также позволяет таким образом вызывать интерес сверстников.

    Однако надо быть осторожным с этим. Ведь в потенциале ребенок с кожным вектором – это изобретатель. А в случае использования плодов чужого труда ребенок пока является лишь пассивным потребителем и пользователем . Давая ребенку с кожным вектором возможность соприкоснуться с современными технологиями, надо побуждать его видеть суть этих процессов, происходящих сегодня в мире и меняющих этот мир. Его самого нужно учить логически думать, изобретать, конструировать. Например, купить сложный конструктор или водить в интерактивный музей новых технологий.

    Ведь такой ребенок, когда вырастет, может стать одним из участников процесса изменений, изобретая что-то совершенно новое или усовершенствуя уже существующее. В этом случае он уже не просто удовлетворяет свои потребности в новизне, а приносит пользу всем людям, изменяя жизнь в лучшую сторону.

    Выбор есть

    Дав ребенку правильное развитие в детстве, мы обеспечиваем фундамент для его реализации во взрослой жизни. И в этом случае он, как в эпиграфе к этой статье, после любого падения всегда сможет подняться и продолжить движение вперед. И Ванька-встанька в этом случае становится символом стойкости и воли к победе, а не суетливости и несуразности.

    Как лучше развивать ребенка с кожным вектором, а также много другой интересной и важной информации о свойствах психики вас самих и ваших близких вы можете узнать уже на первых бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Записаться можно по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/ .

    Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

    Чем раньше выявлена проблема в развитии двигательных навыков у малыша, тем больше у него шансов на здоровую жизнь. Чтобы не упустить драгоценное время, родителям надо знать, на какие симптомы неблагополучия обращать внимание.

    Большинство детишек овладевают двигательными навыками в предсказуемой последовательности и в определенном возрасте. Сначала они учатся держать и поднимать голову, затем – переворачиваться и садиться. Далее – вставать, ходить, ползать, прыгать на двух и на одной ноге. Здоровый ребенок имеет право нарушать эту последовательность, опережать ожидаемые временнЫе сроки или запаздывать. Причиной может быть индивидуальная особенность, наследственность (как мама или папа в свое время), ошибочное стремление родителей в обучении крохи. Но есть 10 симптомов, появление которых может сигнализировать о серьезном нарушении моторного развития и даже о заболевании. Обязательно расскажите о них педиатру!

    1. Регресс или потеря уже приобретенных навыков

    Мышечная сила и моторная ловкость малыша с каждым днем должны только улучшаться. Если замеченную регрессию навыков нельзя связать с недавней болезнью (хотя бы с банальной «простудой»), это очень серьезный повод для тревоги и незамедлительного обращения за помощью профессионалов.

    Что считать регрессом

    Внезапный категорический отказ самостоятельно и , требование вернуть давно забытую , возвращение каляк-маляк в альбом с – признак неудовлетворенности, беспокойства, поселившихся в душе ребенка. Часто таким поведением карапуз демонстрирует потребность во внимании и взрослых или сопротивляется слишком настойчивым попыткам сделать его предводителем вундеркиндов. Не волнуйтесь: это не регресс . Но если дитя, уже пытающееся бегать, вдруг не может встать на ножки или сделать без падения нескольких шагов, это не нормально. Такой распад моторных навыков может быть признаком серьезного неврологического или психического расстройства: эпилепсии, энцефалита, опухоли головного мозга, огромного множества метаболических поломок, проявляющихся прогрессирующими болезнями накопления. Первым неотложным шагом будет комплексное специальное медицинское обследование.

    2. Нога(-и) или ручка(-и) малютки кажутся слишком жесткими

    Что могут заметить родители:

    • кроха постоянно, даже во сне, держит кулачки плотно сжатыми;
    • ребенок не может разжать пальцы, чтобы выпустить игрушку;
    • малышу трудно изменять положение тела – словно его кто-то удерживает;
    • отдельные мышцы на ручке или ноге постоянно твердые;
    • лежа на животике, младенец с усилием выгибается и приподнимает голову, как будто пытаясь достать макушкой до пяток, при этом ему даже не требуется опора на руки (они могут быть вытянуты вдоль тела);
    • волосы на затылке (или ближе к виску с одной стороны) выкатаны, кожа здесь блестит от постоянного трения о подушку;
    • ножки перекрещены, как ножницы (чем выше к попке уровень перекреста, тем хуже прогноз).

    Все перечисленное – признак высокого тонуса (гипертонуса) определенной группы мышц . Ни усилием воли, ни во сне ребенок не может их расслабить. Главное, что надо исключить – спастическую форму . При этом заболевании мозг посылает патологические сигналы к мышцам, заставляя их сжиматься. Длительный гипертонус приводит к быстрому развитию контрактур, лишающих способности совершать точные действия, а то и вовсе – двигаться. При тяжелом церебральном параличе дети нуждаются в постоянном уходе, ходунках или инвалидном кресле. Но у половины болезнь протекает в мягкой форме, хорошо поддающейся лечению. Нередко неврологическая симптоматика сочетается с нарушением интеллекта, артикуляции речи, слуха или зрения. Тогда прогноз напрямую зависит, насколько рано начаты реабилитационные мероприятия.

    Не надо думать, что ДЦП – редкий диагноз. Распространенность всех его форм в разных странах составляет от 2 до 7 на 1000 живорожденных детей, особенно часто – у появившихся раньше срока. Даже если в процессе обследования малыша церебральный паралич не будет подтвержден, врачи определят другую причину гипертонуса мышц и помогут крохе поскорее выздороветь.

    3. Мышцы ребенка слишком мягкие

    Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.

    Что могут заметить родители:

    • когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
    • когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
    • на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
    • при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
    • в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
    • впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).

    Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.

    Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония », когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.

    Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.

    4. Ребенок еще не ходит

    Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально. Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:

    1. Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
    2. Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
    3. Мышечная гипотония (смотри выше).
    4. Гипертонус мышц (еще выше).
    5. Малыш изучает мир из , рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
    6. Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или в тазобедренном суставе.
    7. Умственная отсталость.

    5. Ребенок ходит на цыпочках

    Большинство младенцев эпизодически ходят на пальчиках, когда они еще учатся переступать, держась за мебель. Некоторые дети продолжают вставать на цыпочки при ходьбе от случая к случаю, просто для удовольствия. Особенно это нравится малышкам, воображающим себя летающими принцессами. Для карапузов до 2 лет это допустимо. Если ребенок старше – родители должны быть уверены, что это лишь привычка, а не патология.

    Помощь медиков необходима, если малыш:

    • передвигается на цыпочках бОльшую часть времени;
    • имеет ригидность (гипертонус) затылочных мышц;
    • часто спотыкается, падает «на ровном месте»;
    • ходит, переваливаясь, как утка (признак дисплазии тазобедренных суставов);
    • неловок, со слабо развитой мелкой моторикой (например, не может застегнуть кнопку или попасть шнурком в отверстие);
    • быстро устает, не удерживает на ногах вес своего тела (мышечная слабость);
    • теряет навык нормальной ходьбы на полной стопе, если он уже был.

    Что еще заставляет детей ходить на цыпочках

    Короткое ахиллово сухожилие мешает стоять на полной стопе и ограничивает диапазон движений на уровне лодыжки. Потребуется растяжение сухожилия с помощью тепловых физиопроцедур, лечебной физкультуры, ванн, массажа. Может понадобиться подбор и длительное ношение специального пластикового ортеза. В самых тяжелых случаях делают хирургическую коррекцию.

    При спастической форме церебрального паралича Ахиллесово сухожилие настолько плотное и ригидное, что пятка подтягивается кверху, стопа разгибается, пальцы выпрямляются, как бы продолжая голень.

    Ходьба и прыжки на цыпочках характерны для раннего детского . Важно убедиться, что у малыша нет проблем с поведением, с освоением речи и навыков общения. Лучше, если это сделает детский психолог и дефектолог.

    6. Малыш «предпочитает» одну руку или часть тела

    Младенцы одинаково активно пользуются обеими руками. На втором году жизни можно заметить, как постепенно начинает преобладать одна (чаще правая). Это нормально: у человека почти всегда есть доминирующая рука, нога, глаз, причем не обязательно с одной стороны. Но если родители заметили, что малыш отдает явное предпочтение какой-то одной конечности и практически не использует вторую, надо обязательно рассказать об этом врачу. Подтвердить подозрение можно во время игры, наблюдая, сможет ли кроха пинать мяч попеременно обеими ногами или ловко ухватиться ручками за предложенную игрушку.

    Наиболее вероятная причина явного предпочтения ребенком одной ручки или ножки в сочетании с нежеланием или невозможностью использования другой – гемиплегический вариант детского церебрального паралича . В мягкой форме он может не проявить себя на первом году жизни, пока у крохи не станет заметно доминирование одной половины тела. Оглядываясь назад, взрослые наверняка вспомнят, что мышцы малютки казались слишком мягкими на ощупь и податливыми при пассивных движениях. Либо младенец часто закашливался во время еды, долго учился жевать и глотать густую пищу, спал с одним приоткрытым веком, необычно «кривил рот» при плаче. Причина – в легком снижении тонуса мышц половины тела и лица из-за нарушенной иннервации. В будущем ребенку наверняка понадобится логопедическая помощь, чтобы разработать вялые речевые мышцы. И обязательно – рефлексотерапевт, детский невролог, активная физиотерапия, лечебная физкультура.

    7. Неуклюжий ребенок

    Нет ничего необычного в том, что дети первых двух лет жизни часто падают или врезаются во все, что попадается на их пути, коллекционируя синяки и шишки. Еще моторно неловкие малыши учатся управлять своим телом, координировать движения. Особенно достается холерикам — неутомимым «искателям приключений». Родителям приходится быть начеку, чтобы уберечь их от несчастных случаев. Но неудачи ребенка могут быть сигналом о серьезной проблеме.

    Когда требуется обратиться за помощью

    1. Дитя постоянно натыкается на стены, мебель, регулярно «промазывает», пытаясь сесть на стул или взять со стола игрушку. Это может сигнализировать о проблемах со зрением : близорукости, ограничении полей зрения, трудности восприятия точного расстояния до предмета.

    2. Сочетание моторной неловкости со слабостью или жесткостью мышц может быть при разных формах детского церебрального паралича .

    3. Постепенное ухудшение координации движений на фоне ранее отмеченных успехов – признак дегенеративного или прогрессирующего нервно-мышечного заболевания . Например – мышечной дистрофии, ювенильного артрита, опухоли головного или спинного мозга, подострого склерозирующего панэнцефалита, мозжечковой атаксии.

    4. Если главная причина неуклюжести – синдром дефицита внимания и .

    5. Если у ребенка на фоне полного здоровья вдруг стала неустойчивой походка, движения потеряли точность – необходимо исключить сотрясение мозга . Для этого родителям в первую очередь надо проанализировать:

    • не было ли на протяжении последних 6-8 часов падений с большой высоты или сильных ударов головой (по голове);
    • осмотреть, не появились ли новые синяки или шишки;
    • не жаловался ли малыш на тошноту, не рвало ли его;
    • нет ли в поведении необычных черт – сонливости, капризов, вялости, чрезмерного возбуждения.

    Даже если на все вопросы взрослые честно ответят «нет» — лучше показать карапуза доктору. И не затягивать с этим!

    8. Малыш находится в постоянном движении

    Наверняка любой взрослый хотя бы раз восхищался неугомонностью своего карапуза. Неутомимые энерджайзеры готовы круглые сутки совершать подвиги и открытия. Быть в постоянном движении – потребность детей, они устают от необходимости «тихо посидеть».

    Что не является нормой и требует внимания родителей:

    1. Непроизвольные движения, которые ребенок не может усилием воли контролировать. Это могут быть:

    • тики (моргание или подмигивание, кашель, шмыганье носом, вокальные);
    • судороги;
    • тремор (мелкое или крупноразмашистое дрожание подбородка, кисти, стопки, согнутой в колене ножки);
    • гиперкинезы – насильственные движения определенной группы мышц (например, внезапный выброс руки вперед, как будто малыш пытается что-то схватить).

    2. Чрезмерная, необъяснимая суетливость, часто в сочетании с говорливостью.

    Тремор подбородка – нередкое явление в периоде новорожденности. Врач неонатолог, наблюдающий кроху в роддоме, обязательно уточнит причину. Часто это признак незрелости нервной системы. Тогда младенцу требуется лишь время и бережный уход.

    Тики, закрепляющие ставшие привычными движения (например, покашливание или шмыганье носом при простуде), поддаются контролю и со временем проходят. Дошколята и младшие школьники могут так реагировать на сложную психологическую обстановку в семье и в школе. Подобные насильственные движения, как и заикание, возникают вследствие сильного или стресса. Здесь требуется психолог.

    Все гиперкинезы, длительно сохраняющийся тремор, не поддающиеся объяснению тики и, тем более, судороги – признак органического поражения нервной системы, опухоли головного мозга, тяжелого метаболического расстройства. С медицинским обследованием лучше не затягивать.

    По мнению Американской Ассоциации педиатров, ребенок до 4 лет имеет право быть очень активным. Но по мере взросления у него должна проявляться способность контролировать свои действия, управлять ими. То есть внимательно слушать собеседника, терпеливо дожидаться очереди, сосредоточенно выполнять какое-либо действие, не извиваясь при этом всем телом. Никто не требует от малыша невозможного: всего на несколько минут. Если у родителей складывается впечатление, что их 4-летнее чадо можно успокоить, только крепко связав, это может сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Без помощи медицинского психолога и специальной системы воспитания (поведенческой терапии) таким детям очень сложно обеспечить безопасность жизни и помочь усвоить базовую школьную программу.

    9. Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими

    Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.

    Когда есть повод для беспокойства

    Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.

    Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.

    Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.

    Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.

    10. Ребенок пускает слюни, поперхивается или с трудом проглатывает пищу

    Что считать нормой:

    • обильное слюноотделение у младенца в период ;
    • поперхивание на начальном этапе ;
    • выталкивание языком новой по вкусу или консистенции пищи;
    • покашливание или отказ от еды во время ОРВИ: фарингита, сильной одышки;
    • повышенный рвотный рефлекс при надавливании на корень языка у возбудимых детей.

    Когда надо показать ребенка доктору:

    • обильное слюноотделение на фоне простуды из-за невозможности глотать (это может быть острый тонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, дифтерия, эпикондилит, круп);
    • внезапный отказ от еды и питья в сочетании с высокой температурой ();
    • приступы кашля во сне и в положении лежа ();
    • постоянные поперхивания во время и после еды без видимой на то причины. Это симптом множества неврологических заболеваний, органического поражения центральной или периферической нервной системы.

    В зависимости от выявленной причины проблемы, ребенка будет лечить педиатр, невролог, хирург, рефлексотерапевт, дефектолог, физиотерапевт. При остром заболевании для сохранения жизни может понадобиться экстренная помощь. В других случаях потребуется длительная терапия нарушения.

    Загрузка...