Портал для мам - Дом ответов

Советы психолога: как родителям наладить контакт с подростком. Как наладить эмоциональный контакт с ребенком Чем меньше родители знают, что происходит внутри вас, чем вы живете, тем лучше для вас, для вашего укрепления

Иногда общение с родителями носит поистине катастрофический характер. Может быть, потому, что мы более чувствительны к их оценкам и замечаниям, наши реакции на них более эмоциональны.

Странно, но то, что мы с легкостью прощаем посторонним людям, в родителях мы часто не переносим. По мере взросления и получения опыта, мы часто отходим от родителей или от одного из них. Многие взрослые люди предпочитают держать их на расстоянии, чтобы не испытывать негатива, когда они с настойчивостью и постоянством вмешиваются в дела детей.

Ведь редко какое важное жизненное событие проходит без комментария старших. Они желают обсуждать наши успехи и падения, выбор спутника жизни, приобретение профессии, поездки и отдых, воспитание детей, приготовление пищи, уборку в квартире, работу, стиль одежды, подарки, отношения, чувства…

Как наладить отношения с родителями?

Рассмотрим несколько советов, которые дают психологи.

Во-первых, советы родителей нужно воспринимать серьезно. Демонстрируйте им, что вы внимательно слушаете и принимаете то, о чем они говорят. Помните, у них большой жизненный опыт и они хотят дать вам самое лучшее, помочь избежать ошибок.

Во-вторых, нужно осознавать те различия, которые есть между вами. Важно любить их такими, какие они есть. Ведь родители многим в жизни пожертвовали для того, чтобы обеспечить вам достойную жизнь. Если вы будете с уважением относиться к их образу жизни, тогда и они ответят взаимностью в этом вопросе.

В-третьих, нужно уделять родителям больше времени. Внимательно выслушивайте их, нужно быть в курсе последних событий. Находите время для совместного впемяпровождения.

В-четвертых, поддерживайте своих родителей. Если вы видите плохое настроение, то стоит спросить, с чем это связано. Выплеснув эмоции, им станет легче, таким образом, можно продемонстрировать заботу и любовь.

В-пятых, родителям нужно делать подарки. Это не обязательно должны быть грандиозные дары, достаточно приятных мелочей.

В-шестых, обязательно нужно говорить о своей любви к родителям. Они должны знать, что важны вам. Говорите о том, что гордитесь ими, что это самые дорогие люди для вас. Доверительные отношения выстраивать непросто, но необходимо.

В-седьмых, не забывайте про чувство юмора. Смех - показатель хорошего отношения между людьми. Рассказывайте забавные истории, новые анекдоты. Расскажите про курьезную ситуацию, в которую попали на работе. Кроме всего прочего смех помогает сглаживать конфликты и снимать напряжение.

В-восьмых, будьте самостоятельным человеком. Старайтесь все свои дела улаживать самостоятельно. Не вовлекайте родителей в ваши семейные или финансовые неурядицы. Практика показывает, что подобная помощь, например, финансовая, может вызвать конфликт и испортить отношения.

В-девятых, старайтесь оживлять воспоминания. Хорошие воспоминания очень важны в преклонном возрасте. Яркие образы прошлого помогают человеку осознать, что жизнь прожита не зря. Эти воспоминания можно пробудить разными способами. Например, просмотрите вместе семейный фотоальбом. Расспросите родителей о людях на фото, которых вы не знаете. Попросите их рассказать о вашем детстве.

В-десятых, найдите общие интересы. В детстве вы помогали отцу чинить машину? Возродите совместные занятия чем-либо и сейчас. Вспомните, чем вы занимались вместе с родителями и попробуйте снова объединить усилия в каком-то деле. Общие интересы вас сблизят и еще больше укрепят ваши отношения.

Родители и дети: как найти общий язык?

Осторожно: свекровь!

Предлагаю Вашему вниманию материал по теме «Специфика налаживания контактов с родителями».

В данном материале:

Раскрыто содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ в области общения с родителями;

Описаны наиболее распространённые барьеры в работе с родителями и их преодоление;

Предложено удивительно простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями:

Дан алгоритм грамотной организации беседы с родителями;

Предложены общие правила преподнесения негативной информации родителям;

Перечислен список качеств педагога, затрудняющие взаимодействие с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Специфика налаживания контактов с родителями»

Педагог-психолог

Масленникова Юлия Станиславовна

  1. Введение
  2. Содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ в области общения с родителями
  3. Барьеры в работе с родителями и их преодоление.
  4. Барьеры в общении.
  5. Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями.
  6. Грамотная организация беседы с родителями.
  7. Общие правила преподнесения негативной информации родителям.
  8. Качества, затрудняющие взаимодействие с родителями.
  1. Введение

Система дошкольного образования выполняет для общества важную функцию: не просто присматривает, воспитывает, развивает и обучает детей, но обучает и консультирует родителей.

Работа с семьёй – это кропотливый труд.

Раньше работа детского сада с семьёй представляла из себя систему рекомендаций по развитию и воспитанию детей. Современная же тенденция в работе с семьёй – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. А это, безусловно, требует от педагогов определённых умений.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение различных проблем.

  1. Содержание профессиональной компетентности педагога ДОУ в области общения с родителями.

1.Мотивационный блок (развитие профессионально-значимых качеств личности).

2.Когнитивный блок (специальные знания).

3.Практический блок (умения и навыки эффективного общения с родителями; умения и навыки диагностической работы).

Мотивационный блок

  • Готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников.
  • Установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Когнитивный блок

Знания о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок

  • Преодоление психологических барьеров общения с родителями.
  • Осуществление индивидуального подхода к родителям в процессе общения.
  • Организация традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями.
  • Коммуникативность (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.
  1. Барьеры в работе с родителями.
  1. Личностные (личные качества, которые могут затруднять взаимодействие с родителями).
  2. Социальные (высокий или низкий статус и уровень дохода родителей).
  3. Возрастные (разница в возрасте между воспитателем и родителями).
  4. Профессиональные (долгое пребывание в любой профессии неизбежно ведет к так называемой профессиональной деформации человека, то есть к изменениям в структуре личности).

Преодоление социального барьера

Высокий статус и уровень доходов родителей

(восприятие родителей как более умных и добившихся большего)

Выбор профессии изначально не предполагал очень высоких доходов;

Задайте себе вопрос в какой валюте следует оценивать чувство собственного достоинства человека: рубли, доллары, евро - тогда сравнение людей по доходу и статусу покажется парадоксальным

Вы возразите: «Такие родители смотрят сверху-вниз!» НЕТ! Здесь они более, чем заинтересованы, поэтому смотрят вам в рот, воспользуйтесь этим.

Низкий статус и уровень доход

Родители смотрят на вас как на человека живущего более легкой с их точки зрения жизнью (хорошо советовать, а если муж бьет и пьяный каждый день, денег даже на хлеб нет);

У воспитателя возникает чувство жалости к жизненной ситуации родителя (как следствие – стремление принять ответственность за решение проблем на себя).

Преодоление возрастного барьера

Если бы молодость знала, если бы старость могла.

Молодость больше открывает, а старость - изучает.

Если родители младше Вас:

  • уважение;
  • «НЕТ» нравоучениям!!!
  • в общении необходимо стать для родителя авторитетом.

Если родители старше Вас:

  • уважение и мудрость в общении!
  • тактичность, деликатность;
  • от Вас для них только информация для размышления.

Преодоление профессионального барьера

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации педагога :

2. Демонстративность

3. Дидактичность

4. Педагогический догматизм

5. Доминантность

6. Педагогическая индифферентность

7. Консерватизм

8. Педагогическая агрессия

9. Ролевой экспансионизм

10. Социальное лицемерие

11. Поведенческий трансфер

12. Информационная пассивность

13. Обученная беспомощность

1. Авторитарность педагога проявляется в централизации всего воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.

2. Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

3. Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении педагога все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами ДОУ: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

4. Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

5. Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков в удовлетворении потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет воспитанников. Доминантность, как профессиональная деформация, присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

6. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей детей и родителей. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога.

7. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует одну информацию, применяет определенные формы и методы воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

8. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым детям, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

9. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами ДОУ,.

10. Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

11. Поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам. Ненормативное поведение воспитанников: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

12. Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации.

13. Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

  1. Барьеры в общении
  1. Барьер отрицательной установки , введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию – установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, принесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение длительного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформулированной у вас кем-либо негативной установки.

  1. Барьер “боязни” контакта с человеком, вызванный беспокойством будет ли общение успешным. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных, конкретных разногласий). После того, как такой анализ будет проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.
  2. Барьер “ожидания непонимания”. Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: “А правильно ли вас поймет партнер? Не возникнет ли у него неверного толкования цели вашего общения?” Причем здесь нередко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, которые могут пережить в результате вероятного непонимания, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
  3. Барьер “неверных стереотипов”. Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: “Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет”.
  1. Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями:

Ежедневно находите возможность утром или вечером сообщить каждому родителю о его ребенке.

  1. Как грамотно организовать беседу с родителями
    (общие правила).

Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге;

Организовывать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;

Не сидите за столом;

Важно спокойное дружеское вступительное слово педагога;

Дать родителю высказаться и внимательно его слушать его;

Не стоит спорить;

Контролируйте свои эмоции;

- всегда начинайте с «да», но...

Чувствуйте «больные струнки» родителей и не задевайте их;

Если у родителя свой план, примите его (не берите решение проблем на себя)

Придерживайтесь дружелюбного тона;

Не говорите, что родитель не прав;

Больше слушайте;

Будьте терпеливы.

  1. Общие правила преподнесения негативной информации родителям

Ситуация «плохие новости»

1. Когда говорить? (оперативно)

2. Кто должен говорить? (если это не касается жизни и здоровья ребёнка, то воспитатели).

3. Что говорить? (причина и смысл происходящего, а также рассказать, что предпринимается для решения проблемы)

Обязательно ответьте на все возникающие вопросы, чтобы потом не было недоразумений.

Алгоритм беседы:

1. Начните с хорошего (успехи ребёнка в детском саду в течение дня).

2. Сообщите о неприятности, проблеме (не сгущайте краски!).

3. Предложите свои пути решения проблемы или рекомендации.

4. Отправьте родителей к узкому специалисту.

5. Подключите родителей к решению проблемы.

6. Завершите разговор на оптимистичной ноте.

  1. Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями
  • ощущение беспомощности
  • неуверенность в себе
  • неуверенность в собственных рекомендациях
  • стрессогенное состояние
  • чрезмерная болтливость
  • пассивность, молчаливость
  • неумение замотивировать родителя
  • излишняя жалость, желание моментально помочь родителю
  • наличие похожей проблемы
  • неумение говорить «нет»
  • неумение преподносить негативную информацию
  • негативные чувства по отношению к некоторым родителям
  • недостаток знаний
  • недостаточная организованность

Успехов Вам, педагоги, в Вашем нелёгком труде!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Специфика налаживания контактов с родителями

Система дошкольного образования выполняет для общества важную функцию: не просто присматривает, воспитывает, развивает и обучает детей, но обучает и консультирует родителей. Работа с семьей – это кропотливый труд. Раньше работа детского сада с семьей представляла из себя систему рекомендаций по развитию и воспитанию детей. Современная тенденция в работе семьёй – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. А это, безусловно, требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

В современных условиях к организации общения педагога с родителями предъявляются существенные требования.

Мотивационный блок Готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников. Осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников. Установка на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение.

Когнитивный блок Знания о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок Преодоление психологических барьеров общения с родителями. Осуществление индивидуального подхода к родителям в процессе общения. Организация традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями. Коммуникативность (умения устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением; предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания конкретных особенностей родителей.

Барьеры в работе с родителями Личностные (личные качества, которые могут затруднять взаимодействие с родителями). Социальные (высокий или низкий статус и уровень дохода родителей). Возрастные (разница в возрасте между воспитателем и родителями). Профессиональные (долгое пребывание в любой профессии неизбежно ведет к так называемой профессиональной деформации человека, то есть к изменениям в структуре личности).

Преодоление социального барьера Высокий статус и уровень доходов родителей (восприятие родителей как более умных и добившихся большего) - выбор профессии изначально не предполагал очень высоких доходов; - задайте себе вопрос в какой валюте следует оценивать чувство собственного достоинства человека: рубли, доллары, евро - тогда сравнение людей по доходу и статусу покажется парадоксальным - вы возразите: «Такие родители смотрят сверху-вниз!» НЕТ! Здесь они более, чем заинтересованы, поэтому смотрят вам в рот, воспользуйтесь этим. Низкий статус и уровень доход Родители смотрят на вас как на человека живущего более легкой с их точки зрения жизнью (хорошо советовать, а если муж бьет и пьяный каждый день, денег даже на хлеб нет); У воспитателя возникает чувство жалости к жизненной ситуации родителя (как следствие – стремление принять ответственность за решение проблем на себя).

Преодоление возрастного барьера Если бы молодость знала, если бы старость могла. Молодость больше открывает, а старость - изучает. Если родители младше Вас уважение; «НЕТ» нравоучениям!!! в общении необходимо стать для родителя авторитетом. Если родители старше Вас уважение и мудрость в общении! тактичность, деликатность; информация для размышления.

Преодоление личностного барьера чрезмерная болтливость чрезмерная эмоциональность молчаливость, замкнутость грубость, невежливость в общении самодовольство тщеславие нечестность лживость хитрость неискренность неуверенность в себе, нерешительность рассеянность вспыльчивость неуравновешенность упрямство равнодушие корыстолюбивый

Преодоление профессионального барьера Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Синдром эмоционального выгорания (нервное напряжение)

Профессиональные деформации педагога 1. Авторитарность 2. Демонстративность 3. Дидактичность 4. Педагогический догматизм 5. Доминантность 6. Педагогическая индифферентность 7. Консерватизм 8. Педагогическая агрессия 9. Ролевой экспансионизм 10. Социальное лицемерие 11. Поведенческий трансфер 12. Информационная пассивность 13. Обученная беспомощность

Барьеры в общении Барьер отрицательной установки. Барьер “боязни” контакта с человеком, вызванный беспокойством будет ли общение успешным. Барьер “ожидания непонимания”. Барьер “неверных стереотипов”.

Простое правило выстраивания дружелюбных отношений с родителями: Ежедневно находите возможность утром или вечером сообщить каждому родителю о его ребенке.

Как грамотно организовать беседу с родителями (общие правила) - ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге; - организовывать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов; - не сидите за столом; - важно спокойное дружеское вступительное слово педагога; - дать родителю высказаться и внимательно его слушать его; - не стоит спорить; - контролируйте свои эмоции; - всегда начинайте с «да», но... - чувствуйте «больные струнки» родителей и не задевайте их; - если у родителя свой план, примите его (не берите решение проблем на себя) - придерживайтесь дружелюбного тона; - не говорите, что родитель не прав; - больше слушайте; - будьте терпеливы.

Общие правила преподнесения негативной информации родителям Ситуация «плохие новости» 1. Когда говорить? (оперативно) 2. Кто должен говорить? 3. Что говорить? (причина и смысл происходящего, а также рассказать, что предпринимается для решения проблемы) Обязательно ответьте на все возникающие вопросы, чтобы потом не было недоразумений. Алгоритм беседы: 1. Начните с хорошего. 2. Сообщите о неприятности, проблеме (не сгущайте краски!). 3. Предложите свои пути решения проблемы или рекомендации. 4. Отправьте родителей к узкому специалисту. 5. Подключите родителей к решению проблемы. 6. Завершите разговор на оптимистичной ноте.

Список качеств, затрудняющих взаимодействие с родителями ощущение беспомощности неуверенность в себе неуверенность в собственных рекомендациях стрессогенное состояние чрезмерная болтливость пассивность, молчаливость неумение замотивировать родителя излишняя жалость, желание моментально помочь родителю наличие похожей проблемы неумение говорить «нет» неумение преподносить негативную информацию негативные чувства по отношению к некоторым родителям недостаток знаний недостаточная организованность

Успехов Вам, педагоги, в Вашем нелегком труде!


Психология и педагогика

Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Учителя часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не ученики и даже не отчетность, а общение со сложными родителями. В этой статье мы постараемся описать наиболее часто возникающие конфликты между учителями и родителями учеников и предложить ряд рекомендаций по их мирному разрешению.

Прослушать статью

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный - это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

    «Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

    Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность - позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Третья книга из авторской серии Александра Черницкого и Виктора Бирюкова (две первые - «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию. И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от «неудобных» тем, «деликатных» вопросов: ведут разговор прямо и по существу.

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, - все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».


Читайте также:
В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка - вполне позитивное и естественное. В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, - такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации - неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, - опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя - «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Задания тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно разрешать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя «своего лица». В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.

    Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

    Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

    Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

    Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

    Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

    В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Родитель : Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель : Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Конструктивный ответ :

Учитель : Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели - успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Смотрите также:

Пример неконструктивного диалога :

Родител ь: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель : Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Конструктивный ответ :

Учитель : Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель - тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача - выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Предыдущие книги новой серии были посвящены детям - их проблемам, их эмоциям. В этом выпуске Юлия Борисовна Гиппенрейтер говорит о том, как родителям быть с собственными чувствами. Ведь они тоже расстраиваются, огорчаются и переживают. Как правильно выразить свои чувства и донести их до ребенка? Другая важная тема этого выпуска - конфликты в семье и техники, с помощью которых можно снять напряжение, учесть интересы всех членов семьи и сохранить теплую и дружескую атмосферу.

Мы поговорим про 7 способов наладить отношения с подростком. Отношения с детьми, которые перешли в становятся непредсказуемыми, как бег по минному полю.

Подростки и родители - вечное противостояние. Одни настаивают на своем праве опекать и направлять, вторые - отчаянно защищают свое право на свободу и собственные решения, хотя подкрепить эти решения им пока решительно нечем.

Писательница и журналист Ксения Букша рассказывает, . Проблема в том, что подростки - уже не дети, но еще и не взрослые. Ими нельзя управлять с позиции всезнающего взрослого, но и ждать полной осознанности и ответственности за свой выбор тоже не стоит. Что же делать родителям с теми, кого невозможно заставить, нечем наказать и нереально переубедить - читайте в нашей статье.

Стратегия 1. Заставить и запретить

На самом деле, этот инструмент у нас все-таки есть. Только использовать его придется не добровольно, а значит, ценой могут быть испорченные на всю жизнь детско-родительские отношения.

Мы взрослые, и мы еще можем сделать с подростком все что угодно, хоть в школу при монастыре отдать, как мой знакомый папа дочь-наркоманку. Она просидела там шесть лет и вышла в двадцать, когда все ее друзья и подружки уже умерли. Не хочу того папу ни судить, ни хвалить, ни вообще как-то оценивать, и уж точно никому не желаю повода следовать его примеру. Просто пытаюсь показать масштаб проблем, в которых имеет смысл действовать таким образом.

Применяем запреты, только когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту - схватить и оттащить от края.

А вот более мелкие аварии вроде «бросил школу», «занимается сексом до брака» - мы готовы заплатить за это отношениями с ребенком? «Целыми днями валяется с телефоном» - а за это? Скорее нет, чем да, но вдруг у него серьезная депрессия? Прежде чем орудовать железной рукой, надо еще и понять, куда тащить-то собираемся.

Стратегия 2. Составить договор

В письменном виде. И повесить на стенку. Договор может сделать сносным совместное проживание с эмоциональным подростком.

У родителей и у детей имеются права и обязанности. Родитель имеет право садиться утром на чистый унитаз. Ребенок имеет право не отвечать на СМС, но на звонки - обязан. Или наоборот.

Любая вещь, брошенная за пределами комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке - самостоятельная побелка, например. Все что угодно, главное, реалистичные для вашей семьи пункты и совместное их обсуждение.

Большинство подростков уже умеют худо-бедно контролировать импульсы, а значит, будут этим пунктам следовать. Договор хорош тем, что при наступлении санкций выяснять отношения с родителями нет смысла - все честно. Из ванной фантики и шкурки должны быть убраны без звука, а в его комнате могут гнить хоть вечность.

Важно: договор не является попыткой добиться от подростка желаемого «курса его жизни», это не мотиватор. Это всего лишь средство, позволяющее четко разделить границы. Поэтому в него не стоит вносить пункты вроде «компьютерного времени, не более двух часов в сутки» и прочих штук, которые родителя никак лично не касаются.

Договор - это разделение прав и обязанностей, территории и ресурсов.

Стратегия 3. Вручить самостоятельность

Хотите найти общий язык с подростком - позвольте ему хоть в чем-то себя победить. Убавляем инициативу и вручаем право решать самому. Мы не можем уложить тебя спать, если ты не лег сам, и не можем заставить надеть шапку, если ты считаешь, что не холодно.

Мы можем долго думать, прежде чем что-то отпустить, и можем взять права обратно, если увидим, что дело идет к полному краху.

Но не разочаровываемся, а постоянно тестируем реальность - может, уже ваш ребенок готов к самостоятельности. Например, проспал во вторник и в среду, но в четверг сам собрался вовремя. Получаются такие весы: тут пока мы - родители сильнее, а тут уже подросток, а тут опять пока мы.

Стратегия 4. Обсудить планы

Лет с 15-16 нужно давать подростку понять, какой уровень поддержки ждет его после 18-ти, и где мы начнем страховать его риски.

Это должно быть предельно ясно. Например: «Мы всегда поможем тебе на первых порах и ты сможешь у нас жить». Или: «За свою учебу ты отвечаешь сам, мы не будем отмазывать тебя от армии, если ты не поступишь». Или: «До шестого курса можешь не беспокоиться ни о чем».

Человек должен как-то планировать свое будущее. А то живешь на всем готовеньком вроде, но как-то неясно: я уже взрослый или еще нет? А когда стану взрослый, тогда что?

Если четко обсудить все эти вещи вместе, поговорить о конкретных планах на будущее и способах их достижения - может родиться прямая близкая мотивация. Только планы подростки и родители должны составлять вместе. Мы не ставим подростка в известность, что после 18 он выметается с нашей жилплощади и не пытаемся «дать ему хорошее образование». Только вместе и с любовью решаем дальнейшие шаги, где семья его всегда поддержит.

Стратегия 5. Выключаться

На каждый день наш главный инструмент - это выключаться. Есть такие обогреватели: нагреют воздух до указанной температуры - раз, выключились, стоят как паиньки и остывают. Родителю подростка нужно тоже так уметь.

Ребенок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет, или, наоборот, хочет не того и наших сил не хватает, чтобы его убедить. Спросим себя, не умрет ли кто, не дай Бог, если мы прямо сейчас выключимся. Если вопрос на данный момент не смертельный - смело переходим в режим «офф».

Подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что прав, но отказывается от борьбы. Который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». И, что важно, дает поступить неправильно.

Это значит, что мы продолжаем присутствовать, но перестаем конфликтовать. Мирно пьем чай на кухне. Делаем только то, что нам сейчас хочется. Если ребенок у нас трудный и проблемный, это хорошая профилактика созависимости. Главная трудность - надо выключить все общие мысли, вроде «что же из него вырастет». Сейчас нас интересует не это, а спокойно прожить час.

Выключившись, мы даем себе отдохнуть и обстоятельствам поработать за нас.

Стратегия 6. Включаться

Ну если мы умеем выключаться, то и включаться тоже надо правильно. Если хотите находить общий язык с подростком, каждый день настраивайте себя на доброжелательную болтовню, которая включает в себя и ваши самостоятельные реплики, и выслушивание собеседника, и обратную связь.

Выбирайте интересную подростку тему (не про школу). Включайтесь, улыбайтесь, кивайте, слушайте. Мысленно ужасайтесь, но не оценивайте и не критикуйте.

Такой разговор эффективен всегда, даже в момент конфликтов. Отношения с детьми почти сразу переходят на другой качественный уровень, появляется доверие и близость.

Стратегия 7. Удивлять

К подростковому возрасту наши дети отлично знают нас, и наши реакции для них привычны и предсказуемы.

Суть не важна, важен диапазон. Ласковая шутка, колкая ирония, абсурдный абсурд, иногда и сарказм, а порой и умиление, как с младенцем.

Подросток - это ведь своего рода младенец-взрослый, новорожденный полноправный член общества. Он рождается как взрослый и в этом своем качестве заслуживает всяких нежностей - только осторожно.

Удивлять снова и снова, быть разным человеком, а не только функцией «родитель», показывать, как интересно это - по-настоящему общаться, искать друг к другу пути, подходы, быть живыми. Может, огрызков в машине меньше и не станет, но в них ли дело Зато у всех участников разговора разовьется другой взгляд на друг друга, более близкий и со многими открытиями в перспективе.

Теперь вы знаете основные 7 стратегий, как не разрушить детско-родительскую связь и найти общий язык с подростком.

Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

Такого контакта педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые посещения детского сада мы начинаем знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет. Воспитатель должен быть всегда с добрыми намереньями.

Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог - это ведь еще и психолог.

Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел сегодня ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, необижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно к нравственному?

Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой мы систематически стали делиться с родителями новостями о жизни их детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему понадобится ваша помощь»; « Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите вот ее работы». Или « Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него навык культурного поведения»; « Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей начинал появляться интерес к содержанию жизни детей в детском саду, все чаще они стали останавливаться у стенда « для вас родители».

Серьезное внимание мы уделяли информационному материалу, особенно рубрике «О наших детях». Например, помещали такую информацию: «На этой неделе учили с детьми стихотворение Барто «Бычок». Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают его Юля, Алеша, Ирина, Оля. Попросите детей дома прочитать это стихотворение, Или «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте. Пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе».

Конечно, приходится с родителями говорить не только о положительном, но об отрицательном в семейном воспитании детей.

Как сказать родителям об ошибках, неправильном поведении. Чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда не позволяем себе делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

В результате всей работы контакт с родителями у нас наладится, а это надежная основа успешного решения задач воспитания. У родителей появилось доверие к нам, они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями. Так мама Юли, приходя в детский сад, видела, как с охотой усердием ее дочь убирала игрушки в группе, что вызывало у нее недоумение: «А дома Юля ничего не хочет делать!» Мы посоветовали, прежде всего, быть настойчивой в своих требованиях, сначала совместно с дочерью убирать игрушки, затем поручать дочке самой, после занятий и игр ставить все на место, подчеркнув, как приятно смотреть на убранный уголок. Теперь Юля охотно и умело помогает маме убирать комнату. У девочки появилось желание, «сделать как мама».

В нашей группе много детей, единственных в семье, и они, как правило, избалованы вниманием старших. Воспитанию у детей из таких семей внимательного, заботливого отношения к людям, способности к сопереживанию нужно уделять особое внимание.

Наташа после поступления в сад очень долгое время не играла с детьми, никому не давала игрушек. Мама уделяла внимание главным образом тому, чтобы девочка была, как можно лучше одета, берегла свою одежду, игрушки. Разговор с родителями Наташи мы начали, опираясь на положительное: отметили, что девочка всегда опрятна, бережно относится к своим вещам. Затем постарались убедить родителей, что неумение Наташи общаться с детьми может отрицательно сказаться на формировании ее характера. Советовали поощрять игры Наташи с другими детьми, желание делиться игрушками, давать простые трудовые поручения дома. Мама соглашалась с нами, но своего отношения к дочери не меняла. Перелом произошел, когда по нашему предложению она дежурила в группе и могла наблюдать свою дочь в детском коллективе длительное время.

Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимые в детском саду в целях педагогического просвещения, мы стремимся удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствуем содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье мы добились положительных результатов в воспитании детей.

Загрузка...