Портал для мам - Дом ответов

Почему ребенок переживает из-за отметок. Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться Как перестать беспокоиться из за учебы ребенка

Добрый день, Даша!

Школьные отметки доставляют немало беспокойств как родителям, которые хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, так и самим школьникам, которые стремятся выделиться среди сверстников, боятся наказания за плохо выученный урок и т. д. Однако стремление получать "пятерки" нередко переходит в навязчивую идею, из-за чего могут страдать неокрепшая психика ребенка и его общее состояние. Быть лучшим - это особая привилегия, при этом она не всегда выражается в оценках. Школьные отметки довольно субъективны, а значит, к ним нужно относится спокойно и стараться не нервничать.

Природа стресса

Нервозность и "мандраж" естественны, если речь идет о предстоящей контрольной или вызове к доске, однако существуют такая категория людей, которые любое мало-мальски значимое событие возводят в ранг жизненно важных, попросту нагнетают обстановку и волнуются по мелочам. При этом необходимо понимать, что в школе такая излишняя нервозность может мешать и искажать то, каким человеком ты являешься на самом деле. Вспомни, забывала ли ты из-за стресса стихотворение, которое накануне зубрила часами? Выбивали ли тебя из колеи мелкие ошибки в контрольной? Конечно, это может связано с психологическими чертами твоей личности, а именно со склонностью к переживаниям, переоценкой происходящего, неуверенностью в себе. Но с этим можно и нужно бороться.

Излишняя нервозность обоснованна в ситуациях, когда существует опасность для нашей жизни или здоровья, и такой стресс порождает страх человека. Что касается переживаний по поводу школьных отметок, в их основе также лежат страхи - потерпеть неудачу, получить наказание, быть хуже, чем другие и т.д.

Чтобы научиться не нервничать по поводу оценок, необходимо прежде всего понять, что плохие отметки - это всего лишь стимул к тому, чтобы больше внимания уделять предмету и выполнению домашних заданий. Они не отражают того, какой ты человек, и не прогнозируют твое будущее.

Если почитать биографию известных ученых, композиторов, актеров и т.д., найдется немало свидетельств того, что эти заслуженные деятели вполне могли быть "двоечниками" в школе. Школьные отметки, как упоминалось ранее, субъективны. Часто они зависят от факторов, никак не связанных с учебой, например, от настроения учителя в данный момент.

Конечно, все вышесказанное вовсе не означает, что на учебу можно "забить". Учиться нужно хорошо, отдавая дань тому, сколько сил и внимания вложили в тебя родители и чего они от тебя ожидают. Образование в наше время играет основополагающую роль в том, каких высот ты сможешь добиться, однако речь идет скорее о документах, свидетельствующих о получении среднего и высшего образования. Большую часть умений и знаний ты приобретешь, пройдя "школу жизни".

Как научиться не нервничать по мелочам?

Чтобы избавиться от излишней нервозности, необходимо укреплять нервную систему и работать над собой. Так, если ты чувствуешь, что тебя накрывает волна тревоги, а впереди важная контрольная, удели несколько минут дыхательным упражнениям, которые восстановят сердечный ритм и приведут мысли в порядок. Нащупай пульс на запястье. Вдыхай воздух на 4 удара, держи в себе на 2 удара и выдыхай на 4 удара. Выполняй упражнение в течение нескольких минут и при этом ни о чем не думай. Отпусти все мысли и просто слушай ритм своего сердца. Дышать нужно диафрагмой, т.е. животом. Такая гимнастика снимет физиологические признаки нервозности и восстановит сердечный ритм.

Чтобы укрепить нервную систему и повысить выносливость, необходимо четко соблюдать режим труда и отдыха, исключить излишние нагрузки (оставить из 6 кружков 3 самых необходимых), полноценно и сбалансированно питаться, больше проводить времени на свежем воздухе, заниматься спортом. Такие простые советы дают превосходные результаты. И конечно же, работа над собой. Встречай день с улыбкой, любуйся своим отражением в зеркале, радуйся победам и не переживай в случае неудачи. Помни девиз легендарной Скарлетт О"Хара из книги "Унесенные ветром": "Завтра будет новый день!"

С уважением, Ксения.

Как научиться не переживать из-за учебы?

    Вас здесь все в основном стараются убедить, что вы напрасно переживаете. В общем-то они правы, но на вопрос дан только один ответ - что надо совершенства добиваться. Это, действительно, поможет меньше волноваться. И если у вас будет что-то еще важное, кроме учебы, оно оттянет на себя часть эмоций, и тем снизит тревожность по поводу оценок и зачетов. К слову сказать, в школе была завуч, которая вела биологию. до сих пор с неприязнью ее вспоминаю. Она никогда не ставила пятерок, утверждая что на 5 не знает даже она. Вот так. Спорить мы не смели, хотя даже троечники знают, что для оценок есть критерии, и для отличных не требуется быть Господом Богом.

    Если все в порядке, то и переживать нет причины. А если переживаете, значит есть на то причина. Удалите эту причину и живите спокойно.

    Ой,ну и что это за неудачи? Оценки что ли? Не гонитесь за ними,знания вколачивайте в голову. Я дочь свою никогда не ругала за оценки,т.к. главное для не были знания. А оценки - блеф. С дочкой в школе золотая медалистка училась,которая до сих пор пишет лудьше, и английский знала на трояк(а моя дочь свободно говорит на английском-много самостоятельно занималась). Озаботьтесь прочными знаниями и не переживайте. Вон у меня дочка на днях курсовик защищала,сделанный от начала до конца самостоятельно - 95 % оригинальности,ей 4 поставили, а сокурсницы купили - им 5. Что теперь удавиться что ли? Да только эти пятерочницы спят и видят,как скорее корочку бакалавра получить и домой свалить в регион. А мою дочь ждут в магистратуре,она участница научных конференций с дипломами 1 степени, она получает знания,а не корочку. Послушайтесь моего совета и не переживайте по пустякам.

    Не надо так дальше строить свою жизнь, всегда будут какие то вопросы, которые придется решать, находить выход из ситуация, так что ж теперь, все нервы себе истрепать! Выполняйте все задания, когда знаешь предмет, то уверенность приходит сама собой, даже если чего не знаете, не надо бояться, ну не убьют же вас!

    Не стоит. Учеба не самое главное в жизни, в жизни главное-жизнь своих близких и родных

    Если что то не получается в учбе в школьные годы или даже в институте или ещ в каком то учебном учреждении, не стоит сильно расстраиваться, Жизнь всему научит! Если преподаватели ставят низкую оценку, а ты уверен(а) что ты знаешь на хорошо или отлично, то это ты уже должна доказывать сама себе, это твоя жизнь и ты должен(на) сам(а) решать как тебе жить и кем тебе БЫТЬ.! А нервы портить себе из за это, просто не стоит!! Жизнь прекрасна и без похвалы учителей, тем более если не ценят учащегося по его уму.

    Вспомните свои школьные годы. Сколько было напрасных волнений?

    Вспоминайте конкретные отдельные случаи. Переживайте их заново. Попробуйте спрогнозировать, что такого страшного случилось бы, если бы Вы в тот раз не выучили? И Вы поймете, что НИЧЕГО.

    Я - почти отличница в школе и почти двоечница в университете. Так вот мне гораздо более полезен по жизни опыт двоечницы: отвечать на вопросы, не выучив тему, участвовать в переговорах без длительной подготовки. Подготовить большой отчет за одну ночь и т.д. А что у меня в зачетке стояло - теперь уже не важно.

    Учеба - волнительный момент, это и сдача зачетов, экзаменов, во время которого каждый немного испытывает стресс, потому что многое зависит от того, как сдать экзамены. От этого зависит дальнейшая учеба и окончание обучения.

    Не удивительно, что волнительно, потому что каждый волнующий момент - это небольшой стресс.

    Стресс, если его немного стимулирует. Например, перед подготовкой к учебе в результате стресса мобилизуются силы и ученик/студент с этими силами и высвободившимися энергетическими дополнительными возможностями и резервами упорно штудирует предмет перед экзаменом. Только не хорошо, если стресс затягивается. Окончив обучения и стоя перед дверьми кабинета, где сдают экзамены, следует взять себя в руки, успокоится, это поможет собраться и хорошо сдать предмет.

    Если стресс затягивается, входит в привычку, то надо учиться быть спокойнее, ко всему относиться спокойнее, потому что учеба в жизни не стоит никаких нервов, никакого чрезмерного напряжения.

    Стоит выполнять упражнения на расслабление, для учебы - свое время, а сделав дела освободиться и отдыхать, хорошо питаться и высыпаться, не придавать значения некоторым моментам чрезмерно и более адекватно реагировать, контролировать своими силами.

    Учеба часто нервный момент, не стоит зацикливаться на этом.

    Нужно понять, что беспокойство приносит только вред. Учебу, да и другие виды деятельности, надо планировать, разбивая на доступные в исполнении этапы, с указанием реальных сроков. Концентрироваться нужно именно на этих этапах.

    Лучший способ перестать волноваться по какому либо делу - это взять его под полный контроль. А для этого просто напросто надо стать профессионалом в своем деле.

    Конечно, это не дает стопроцентной гарантии, учитывая тот факт, что есть люди (начальники, преподаватели, чиновники, судьи и т.д.) которые приложат все усилия, чтобы опустить человека. Но здесь уже следует пытаться жаловаться вышестоящим инстанциям. Хотя и это не гарантия. Правда, увы, достижима не всегда. иногда приходится признать сво поражение.

    Когда я училась в институте, тоже постоянно переживала из-за оценок. У меня есть одна тройка, по экономической теории. И в свое время я даже хотела пойти и сдать экзамен повторно.

    Сейчас же одновременно с улыбкой и грустью вспоминаю это. Во-первых, вышло так, что ни один работодатель не посмотрел на дополнение к моему диплому. Было только важно, что сам диплом есть, а оценки не играли даже второстепенную роль. Практический опыт ценился в разы больше. Во-вторых, оказалось, что я потратила кучу времени на переживания из-за оценок. А ведь это время я могла посвятить изучению чего-либо интересного. Или даже банальным прогулкам. Ведь когда выходишь на работу, времени становиться меньше. И глупо сейчас сидеть и переживать о том, что с огромной вероятностью не повлияет на дальнейшую жизнь.

    И последнее. Оценки ставят по некому стандарту. И не вписываться в этот стандарт - не значит плохо понимать предмет. Пытайтесь получить знания, пытайтесь применять их в жизни. А оценки оставьте для других.

    Поверьте все ваши неудачи в учбе ничего не стоят. Не нужно на них зацикливаться,а нужно зацикливаться на саморазвитии. Большее количество информации школьной не пригодится,а вот то что вы будете сами вычитывать, изучать вам пригодится(вы же сами захотели этого). В итоге не стоит обращать столько много внимания на не успехи в учбе, а лучше на успехи в саморазвитии(допусти поставили себе планку сколько нужно читать и читаете). Удачи!

Здравствуйте, меня зовут Лена, мне 15 лет. У меня есть проблема - я слишком переживаю из-за оценок. Я всегда училась и сейчас учусь на одни пятерки, мои одноклассники уважают меня и уверенны, что я знаю все и всегда. В последнее время получить какую-либо другую оценку, даже четверку, для меня как катастрофа - я очень расстраиваюсь, плачу и еще долго думаю о том, что могла бы получить 5, а получила другую отметку. В начале февраля я долго болела и, естественно, придя в школу, мне было немного сложно вернуться в русло, поскольку много материала было пропущено, из-за этого я получила несколько четверок. И хоть сейчас я наверстала программу, я практически не поднимаю руку на уроках, даже если знаю верный ответ на вопрос, потому что мне все равно кажется, что он неправильный, я опозорюсь, и над мной все будут смеяться. Я очень сильно нервничаю на проверочных и контрольных работах или когда отвечаю у доски, из-за этого начинаю запинаться и нервничать еще больше, т.к. мне начинает казаться, что я ошибаюсь с ответами и отвечаю неуверенно. Подскажите, что я должна сделать, чтобы не волноваться так сильно?


я слишком переживаю

Елена, желательно разобраться с теми страхами , которые скрываются за этим - http://psiholog-dnepr.com.ua/terapiya-strakha

Когда страхи перестанут занимать в Вашей жизни первое место, появится уверенность и вера в свои силы - http://psiholog-dnepr.com.ua/be-your-own-therapist/diary-confidence

С ув., Киселевская Светлана, магистр, психолог - очно, скайп, телефон

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Елена! Ваши сложности понятны было бы неплохо проработать ваше негативное состояние. Я приглашаю вас на свой сайт, давайте я вам сброшу одну из своих статей. Удачи*

Страх публичных выступлений Опубликовано в Статьи | Февраль 2, 2014

В этой статье я хочу рассказать вам, что может скрываться за этой проблемой. И показать, как легко можно решить то, с чем человек живет долгие годы.

Эта проблема коснулась и моей клиентки из Москвы, успешной и реализованной в работе девушки, занимавшей хорошую должность. По роду своей деятельности ей приходилось выступать на публике, и тут начинались уже проблемы.

Итак, первая проблема называлась «боюсь быть осмеянной». И основное воспоминание шло из возраста клиентки 11 лет, когда она, будучи школьницей, вместе с другими детьми должна была выступать на школьном мероприятии и танцевать. Но танец был подготовлен плохо, и произошел конфуз.

Девушку эта ситуация не отпускала до сих пор. Сейчас мы вытащили зажим, который в ней жил все эти годы.

Далее я, как опытный психолог , смоделировала её состояние при публичном выступлении, и выяснилось, что идет реакция по телу. Она сказала следующее: «я зажимаюсь, отсюда крутит живот, идет бурчание». Я спросила ее, что же ей надо вместо этого, и она ответила: «открытость, и интерес к публичным выступлениям».

Получив это, мы вновь подключились к телу, и клиентка ощутила следующую проблему: что-то защемило в груди, она вытащила из себя виртуальную скрепку. Когда я спросила: кому это принадлежит? Она ответила — *маме*, тут все было понятно, мы даже не стали разбирать эту ситуацию, так как это был кусочек какого-то родительского предписания, и он ушел легко, потому что вместо этого клиентка заполнила себя, сказав следующее: «больше любви к себе и восхищения собой».

И последнее состояние, которое мне предстояло разобрать, как хорошему психологу было следующим: сухость во рту: «Не могу говорить, шепелявлю. Я помню ситуацию, когда я должна была выступать перед жюри, их было 12 человек, и я так разволновалась, что все это заметили, и предложили мне стакан воды, чтобы я успокоилась».

Здесь все было уже легко и просто, мы убрали это состояние, внеся позитивные изменения, наполнив девушку верой в успех.

И при дальнейшей проверке - репетиции её нового поведения, стало понятным, что проблема полностью исчерпала себя.

Афанасьева Лилия Вениаминовна, психолог Москва

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

К маю родительская тревога по поводу школьной аттестации достигает апогея. Дети уже устали от занятий и думают о каникулах. Взрослые устали ещё больше: позади тяжелая зима, бессонные ночи, подготовка детей к контрольным… И вот, когда перед концом учебного года остался последний рывок, нервы начинают сдавать.

«Летидор» попросил психолога Алину Алексанянц рассказать родителям, как справиться со своими эмоциями и что действительно важно сделать, если беспокоят оценки школьника.

Апрель в самом разгаре, не за горами май. И, конечно, на детей градом сыпятся оценки, оценки, оценки... За четверть, а потом за год.

В наше время школьники чаще слышат от родителей: «Неважно, какие оценки ты получаешь, важны знания». Но детские четверки, тройки, а тем более двойки продолжают оставаться для взрослых красной тряпкой для быка. Как же пережить годовую аттестацию?

Оценка - сильный раздражитель для родителя. Она вызывает эмоции. Пять - прекрасно, радость, два - разочарование, недовольство.

Реагировать на оценки - значит, закреплять зависимость от них, повышать их важность.

Не реагировать - проявлять безразличие и пускать всё на самотёк. Оба варианта, как правило, родителей не устраивают. Что же делать?

Вернуться к знаниям, которые получает ребёнок.

Как только вы будете смотреть на знания, а не на оценки, ваше восприятие изменится. Каждая оценка будет хороша, потому что она показывает срез знаний, практических навыков (хотя нужно помнить, что и это относительно). Ребёнок может получить двойку вовсе не из-за того, что не выучил тему. В момент ответа он мог плохо себя чувствовать или переживать, например, из-за ссоры с другом или из-за ссоры между родителями. В конце концов, он мог устать и отвлечься. Как же родителям правильно реагировать на разные оценки?

Пять - хорошая оценка, говорит о том, что ученик здорово разобрался в материале. Ему помощь, как правило, не нужна.

Четыре - хорошая оценка, говорит о том, что ребёнок разобрался в материале, но что-то не понял или отвлекся на уроке. Здесь позиция родителя такова: «Если нужна помощь - я здесь».

Тройка - хорошая оценка, говорит о том, что в этой теме нужно еще разбираться, материал не усвоен. Позиция родителя: «Какая нужна помощь?».

Двойка - хорошая оценка, говорит о том, что эта тема пролетела мимо или у школьника есть сложности, которые связаны не только с учебой. Ваша реакция: «Я готов тебе помочь».

Когда родители начинают видеть что-то помимо оценок в дневнике, предметом разговора становятся сама учеба и знания, которые получает или не получает ребенок, поиск причин не усвоенных знаний и нахождение способов исправить положение.

Пусть школа не портит ваши отношения. Школьные годы заканчиваются, а отношения - на всю жизнь.

Читайте в другой нашей статье, как сделать так, чтобы ребёнок учился в школе с удовольствием .

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Загрузка...