Методика «Закончи историю»
(Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина)
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).
Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Инструкция к тесту
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории.
Все ответы ребенка фиксируются в протоколе.
Тестовый материал
История 1 . Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…
Вопросы: Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
Вопросы: Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3 . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…
Вопросы: Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил...
Вопросы: Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Образец протокола
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________
Истории |
||||
Заданные вопросы |
||||
Что ответила …..? |
||||
Как поступила….? |
||||
Обработка результатов теста
0 баллов – не может оценить поступки детей.
1 балл – оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла – называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла – называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Обработка результатов теста
Баллы |
Действия детей |
Уровни осознания |
Интерпретация уровней |
0 баллов |
Ребенок не может оценить поступки детей. |
Первоначальный уровень (критический) |
Дети не знакомы с нравственными нормами. |
1 балл |
Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. |
Второй уровень (оптимальный) |
Дети не осознают нравственные нормы. |
2 балла |
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку |
Третий уровень (допустимый) |
Дети осознают нравственную норму, но, не придают ей особого значения (внимания). |
3 балла |
Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку |
Высокий уровень |
Дети глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни. |
Результаты экспериментальной работы
Цель контрольного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования.
Нами были проведены повторные методики, что и на констатирующем этапе (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)"Закончи историю", "Сюжетные картинки". Исследование проводилось в МДОАУ № - г. Белогорска, Амурской области, в старшей группе с сентября 2011 по февраль 2012 г. В исследовании принимали участие 20 дошкольников: 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную.
Методика "Закончи историю".
Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Проведение методики.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила…
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Обработка результатов.
1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика "Сюжетные картинки".
Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.
Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.
Проведение методики.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Обработка результатов.
1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
На формирующем этапе эксперимента мы пытались развивать нравственные качества по средствам художественной литературы, а конкретно по сказкам, через игры - драматизации, рисование и другие виды деятельности.
На основе применения данных методик мы оценили уровень развития нравственных качеств, нравственных чувств и нравственного поведения детей.
Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 3 ребят - 30 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Примерные ответы детей звучали таким образом:
Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?
София: Поиграй.
Воспитатель: Как поступил Коля?
София: Хорошо.
Воспитатель: Почему?
София: Он не жадничал и дал поиграть Коле.
Оценка: 3 балла, так как София оценила поступок и назвала нравственную качества.
На высоком уровне развития морального сознания находится 6 ребят - 60 %. Эти дети называют нравственные качества, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.
Примерные ответы были таковы:
Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?
Роман: Я сломал.
Воспитатель: Почему он так сказал?
Роман: Он был хороший и никогда не врал. И признал, что он сломал.
Воспитатель: Как поступил Петя?
Роман: Хорошо.
Взрослый: Почему?
Роман: Надо говорить правду.
Оценка: 4 балла, так как Роман назвал норму и мотивировал ее.
На низком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы ребенка:
Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?
Сергей: Ладно, помогу.
Воспитатель: Как поступила Оля?
Сергей: Хорошо.
Воспитатель: Почему?
Сергей: Не знаю.
Оценка: 2 балла, так как Сергей оценил поступок, но не объяснил свою оценку, нравственные качества не сформулированы.
Таблица 4 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств
Испытуемый |
Называет нравственную норму |
Оценка поведения детей |
Мотивировка оценки |
Количество баллов |
|
Рассмотрим итоги выполнения детьми задания "Сюжетные картинки". Они показали, что дети выражают своё эмоциональное отношение к нравственным качествам (доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость).
На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 6 ребят - 60 %. Эти ребята не только правильно разложили картинки, но и обосновали свои ответы, сопровождая их яркими эмоциональными реакциями. Например, Леонид берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Леонид: Этот мальчик жадничает. Мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. (При этом лицо у Леонида серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Леня заулыбался).
Леонид: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю кого-нибудь. И они меня угощают.
Оценка: 4 балла, так как Леонид проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным качествам находятся 3 детей - 30 %. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Аня положила картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказала, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положила направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.
На низком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.
Таблица 5 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств
Испытуемый |
Раскладывание картинок |
Обоснование своих действий |
Эмоциональные реакции |
Количество баллов |
|
Таблица 6 - Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки".
Построим диаграмму по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования
Кол - во человек в %
Рисунок 2 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования
Результаты диагностики 1 - го и 3 - го этапов исследования представлены на рис.3 и рис.4
Рисунок 3 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств на 1 - м этапе исследования у старших дошкольников.
Рисунок 4 Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств на 3 - м этапе контрольного исследования у старших дошкольников.
Из диаграммы видно, что почти половина испытуемых на контрольном этапе исследования 6 ребят - 60 % показали высокое осознание нравственных качеств, а на констатирующем этапе был 1 ребенок с высоким уровнем - 10 % - это означает, что высокий уровень вырос на 5 ребят - 50 %; большая часть испытуемых на контрольном этапе - это 3 ребенка - 30 % показали среднее осознание нравственных качеств, чем на констатирующем этапе на 1 ребенка - 10 % ниже; и лишь маленький процент испытуемых на контрольном этапе 1 ребенок - 10 % показал низкий уровень осознания нравственных качеств, нежели чем на констатирующем этапе - на 5 ребят - 50 % меньше.
Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных качеств.
С целью определения изменились ли отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, нами было проведено то же анкетирование родителей, как и 1 - м этапе исследования. Участвовали 10 родителей. Им были заданы те же вопросы, что и на констатирующем этапе:
1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?
2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?
3) Объясняете ли вы своему ребенку каким должен быть хороший человек?
У родителей изменилось отношение к пониманию о формировании нравственных качеств стали всегда обращать внимание 8 человек - 80 % родителей; и редко - 2 человека - 20 %, в зависимости от случая к случаю. Почти все родители стали обращать внимание на нравственные качества у дошкольников 9 родителей - 90 % и объясняют ребенку, что значит быть честным; 1 родитель - 10 % старается объяснить, что значит быть справедливым.
Все родители 10 человек ответили, что начинать формировать нравственные качества надо с рождения.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, и родители стали обращать внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, активно используются художественные произведения для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.
Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста воспитателями и родителями, и состояние современной практике ДОУ и семьи. Можно сказать следующие: проводимая работа в системе совместно ДОУ и семьи с использованием разнообразных форм и методов будет эффективна, это видно по хорошим показателям эмоционального отношения ребят к нравственным качествам.
Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.
Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).
Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Предъявление задания
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая . Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил, …Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История вторая . Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья . Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая . Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов:
- 0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
- 1 балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
- 2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
- 3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.
У меня есть протоколы но как сделать интерпритацию я мало представляю…
Но протоколов тоже только 3 варианта, может есть еще у вас на эту методику.
как всё же проводить интерпритацию, учитывая возраст
Катя И. (5.5 лет)
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…
Что ответила Оля? – “быстро собирайте игрушки”
Почему: потому что я большая девочка
Как она поступила? -хорошо
пОЧЕМУ? ГОВОРИТ СМЕЛО И ОНА ХОРОШАЯ ДЕВОЧКА.
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…
ЧТО ОТВЕТИЛА КАТЯ? – не дам куклу,
Почему? “ПОТОМУ ЧТО ЕЁ МАМА КУПИЛА ЕЙ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ, А У ВЕРЫ НЕТУ СЕЙЧАС ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ТАК ЧТО НЕ ДАМ.”
Как она поступила?- “хорошо”
Почему? “потому что надо возвращать куклы и не надо их давать, а то не вернут”
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? -нет нельзя извини
Почему? – т.к. он быстро сломается, нельзя сильно нажимать на карандаш
Как поступил Саша? -плохо
Почему?- потому что не дал карандаш, жадный
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? -Это мы сломали игрушки
Почему?- потому что надо признаваться
Как поступил Петя? -хорошо
Почему? -это правильный поступок
протокол Палина (5 лет)
История1………..
Ладно помогу
-Т.к если не будет собирать то останемся без ужина
-хорошо
-т.к помогли воспитательнице собрать кубики.
История 2…………….
-Иди в магазин и покупай там куклу,
– т.к у нее не было день рождения
-плохо
-потому что не надо жадничать, то куклу заберет мама
история 3………
-если у тебя сломался карандаш, нарисуешь моим, а потом отдашь.я возьму другой
–хорошо
-потому что девочкам надо уступать
история 4 ………
-Это сломаля Я
-потому что нужно признаться, ему папа купил дорогую игрушку а он взял и сломал
-хорошо
-потому что если не признаешься вызывут милицию
Протокол Ангелина (5,5 лет)
история 1……
– помогу
– девочка помошница
– хорошо
-помогла детям
История 2…..
– не дам
-это моя кукла
-плохо
-она жадная
История 3…..
-Да можно,
– потому что Люба хорошая
-Саша поступил хорошо
-потому что дал карандаши.
История 4…………
-нет не мы сломали
-они думали что их поругают
-плохо
-потому что не признались, если б признались сразу то не поругали бы
Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю»
Результаты диагностики представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты диагностики с использованием методики «Закончи историю»
В ходе диагностики нами определено, что большинство участников исследования (52%) характеризуются достаточным уровнем осознанности нравственных норм. Мы можем говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, корректным образом оценивают действия детей, а также мотивируют свою оценку.
Несколько сниженный уровень осознанности нравственных норм имеют 19 детей (38%). Можно говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, они корректным образом оценивают поведение детей, вместе с тем, они не мотивируют свою оценку.
Три ребенка (6%) корректным образом оценивают поведение детей как положительное или как отрицательное, вместе с тем, отсутствует мотивировка и формулирование нравственной нормы. Два ребенка не смогли корректным образом оценить поступки детей (4%).
Соотношение уровней выраженности показателей осознанности детьми нравственных норм представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Соотношение результатов диагностики методикой «Закончи историю»
Таким образом, на основании результатов диагностики, мы можем заключить, что большинство детей характеризуется достаточно высоким уровнем осознания нравственных норм. Дети в большинстве своем успешно называют нравственные нормы, корректным образом оценивают поведение других людей, вместе с тем, отдельные дети имеют сравнительно низкий уровень осознанности нравственных норм. Можно говорить о том, что в целом для дошкольников характерным является средний уровень сформированности когнитивного компонента нравственной сферы.