Портал для мам - Дом ответов

Детский психолог - описание, советы врача. Направления работы детского психолога

  • детские психотерапевты, психологи и психиатры с опытом работы в клиниках США и Западной Европы;
  • комплексный и индивидуальный подход к каждому пациенту с участием специалистов разного профиля: психотерапевта, психолога, детского психиатра, нейропсихолога, дефектолога и эрготерапевта;
  • семейная психотерапия;
  • индивидуальные программы нейропсихологический коррекции.

Детский педагог-психолог - специалист, в чью профессиональную сферу входят изучение, диагностика и лечение отклонений в формировании личности и поведении детей. Хороший детский психолог учитывает все факторы в их взаимодействии, ведь ребенку приходится сталкиваться с различными проблемами, которые в совокупности могут стать причиной заболевания. Для детского педагога-психолога важно рассматривать каждый случай в конкретных условиях.

Детский психотерапевт занимается выявлением и лечением заболеваний психогенного происхождения. Компетенция детского психотерапевта значительно отличается от компетенции взрослого доктора, поскольку при лечении детей необходимо принимать во внимание множество факторов: возраст, стадии развития физиологических и психических функций, условия воспитания и обучения.

Детский психотерапевт осуществляет работу в двух направлениях:

  • клиническая психотерапия (диагностика и лечение соматических, пограничных и психических заболеваний);
  • личностно-ориентированная психотерапия (изменение отношения к себе, к другим, к окружающему миру).

Несмотря на порой пренебрежительное отношение родителей к психотерапии и психологи, хороший детский психолог знает, что вхождение ребенка в новые социальные среды, их смена, появление у малыша прав и обязанностей оказывают непосредственное влияние на отношение к окружающему миру. Поэтому доктор может помочь ребенку преодолеть дискомфорт.

Направления работы детского педагога-психолога:

  • психодиагностика;
  • семейное консультирование, консультирование родителей;
  • детская психотерапия;
  • занятия для развития навыков (внимательности, сосредоточенности, памяти, воображения и т. д.).

Консультация детского психолога показана в следующих случаях:

  • потеря ребенком контроля над собой;
  • агрессивность;
  • повышенная активность;
  • нестабильное настроение;
  • проблемы в общении со сверстниками или взрослыми;
  • неуспеваемость в школе.

Консультация детского психолога способствует адекватному восприятию родителями проблемы, взгляду на нее со стороны ребенка, достижению взаимопонимания между ними, что позволяет значительно ускорить процесс диагностики и лечения.

При обнаружении подозрительных изменений в поведении ребенка вам необходим детский психолог. В Москве полный спектр психологической и психотерапевтической помощи оказывают специалисты ЕМС. Для того чтобы обеспечить своевременную помощь, хороший детский психолог в Москве должен быть врачом, который осуществляет свою деятельность, руководствуясь многолетним опытом работы и новейшими разработками ученых - именно такими специалистами являются врачи ЕМС. В клинике ведут прием детские психотерапевты, психологи и психиатры с опытом работы в клиниках США и Западной Европы. Маленьким пациентам оказывают помощь и поддержку в решении всего спектра проблем психоэмоциональной сферы.

В работе с детьми детский психотерапевт и детский педагог-психолог используют:

  • техники психотерапии, психологическое консультирование;
  • технологии когнитивно-поведенческой терапии;
  • современную медикаментозную терапию;
  • методики физиотерапии.

Детский психотерапевт и детский педагог-психолог часто осуществляют совместную работу, поскольку такой подход позволяет рассмотреть проблему со всех сторон, наиболее точно провести диагностику и выбрать метод лечения.

В клинике, помимо детских психотерапевтов, психологов и детского психиатра, работают также нейропсихолог, дефектолог и эрготерапевт, что позволяет решать множество «традиционных» проблем в области детской психотерапии:

  • проблемы адаптации;
  • нарушения в учебе или поведении;
  • последствия психологических травм и др.

Детский психотерапевт не ограничивается общением только с ребенком, поскольку крайне важно достижение одинакового понимания и видения проблемы как им, так и родителями. В связи с этим возможно проведение курса семейной психотерапии.

Нейропсихологическая коррекция

В клинике при непосредственном участии нейропсихолога разработаны программы нейрокогнитивной коррекции для детей с гиперактивностью (Опросник NICHQ Vanderbilt для родителей (скачать и распечатать)) , тяжелыми соматическими заболеваниями, инновационные программы коррекции нарушений пищевого поведения у маленьких детей, а также программы развития социальных и бытовых навыков у детей с задержками развития. Детский педагог-психолог принимает непосредственное участие в процессе лечения.

Нейропсихологическая коррекция является эффективным методом помощи детям, сталкивающимся с трудностями в учебе и общении. Согласно проведенным исследованиям, подобные проблемы во многом связаны с индивидуальными особенностями формирования психических функций на ранних этапах развития ребенка, начиная с периода внутриутробного развития. Программа нейропсихологической коррекции представляет собой комплекс упражнений, построенный в соответствии с периодами развития психических процессов человека. В ходе занятий дети получают возможность в игровой форме заново пройти стадии психомоторного развития, «доформировать» те психические процессы, которые по разным причинам не были сформированы полноценно на соответствующих возрастных этапах.

Программы нейропсихологической коррекции направлены на решение проблем:

  • повышенной утомляемости, трудностей концентрации внимания;
  • рассеянности, забывчивости, невнимательности, трудностей самоорганизации;
  • отвлекаемости, неусидчивости;
  • трудностей запоминания, обучения, в том числе формирования навыков счета, чтения, письма;
  • трудностей планирования, логического мышления.

При отсутствии внимания со стороны специалистов и своевременной психологической помощи подобные особенности развития в дальнейшем становятся для ребенка серьезным препятствием для социализации и овладения профессией. Предотвратить эти проблемы в ряде случаев помогают специалисты смежных направлений: , детский психотерапевт, детский педагог-психолог.

Программа нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально в зависимости от возраста ребенка и в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики. В ходе нейропсихологических исследований специалист определяет основную причину трудностей ребенка, уровень сформированности отдельных психических функций, сильные и слабые стороны развития. На основании полученных результатов могут быть рекомендованы индивидуальные или групповые занятия по программе нейропсихологической коррекции, предварительно определена их продолжительность и интенсивность.

Нарушения пищевого поведения у детей

В детской клинике ЕМС детский психотерапевт также оказывает маленьким пациентам помощь при нарушениях пищевого поведения, в том числе в самом раннем возрасте. Проблема может заключаться как в ложных представлениях родителей о рациональном питании ребенка в первые месяцы и годы жизни, так и искаженном мнении о том, сколько ребенок в определенном возрасте должен весить и как выглядеть. В результате, становясь старше, ребенок теряет способность адекватно оценивать свои потребности в пище, перестает понимать, действительно ли он голоден. Возможно развитие сопутствующих проблем с пищеварением и других психосоматических расстройств. После исключения соматических заболеваний, которые могли бы служить причиной проблемы, специалисты помогают родителям узнать все о потребностях ребенка, о правильном уходе за малышом, обучают правилам кормления.

Зазвичай батьки, особливо мами, хочуть виховувати свою дитину більш вільно, в атмосфері більшого взаєморозуміння, ніж це було в їх власному дитинстві. При цьому багато хто з них відчувають себе невпевнено, коли стає абсолютно очевидним, що вони допустили помилки. Часом вони можуть промахнутися, іноді несправедливо за щось насварити або щось заборонити. Скільки таких помилок пробачають діти? Відповідь дають психологи.

Діти справляються з цим без особливих проблем, якщо виконані три умови :

Дитина відчуває, що її люблять, і довіряє батькам, навіть якщо деколи вони несправедливі.

Батьки вибачаються, якщо перегнули палицю, незалежно від віку дитини. Уже однорічний розуміє, що означають слова: «Пробач, я шкодую, що розлютилася на тебе».

Батьки пояснюють дитині, чому вони напружені. Скажімо: «У мене були неприємності на роботі, я понервувала і втомилася». Або: «Я сьогодні погано себе почуваю, тому втратила терпіння».

Найважливіше у вихованні — дотримуватися більш-менш ясної і чіткої лінії, яку дитина може зрозуміти і оцінити.

Довіряйте дитині і самим собі.

Це важке завдання. Виховання дітей вимагає від батьків великих зусиль, тому багато втрачають впевненість у собі, коли потрібно проявити не тільки любов, а й наполегливість. Однак є шляхи, які допоможуть батькам повірити у власні сили:

Прислухайтеся до власної інтуїції. Батьки, які люблять дитину, інстинктивно відчувають, що для неї добре, що правильно, у чому їй можна довіряти. Але, на жаль, незважаючи на це багато батьків орієнтуються на поведінку інших батьків. Адже наслідування у вихованні може бути лише умовним. Те, що в одній сім’ї з деяких причин дозволено (наприклад, діти можуть у недільний ранок дивитися мультики, бо весь тиждень не бачать телепередач), в інших сім’ях заборонено, і теж з обгрунтованих причин (діти проводять досить багато часу біля телевізора в будні дні).

Стримуйте вимоги. Дітям не потрібно якогось особливого дитинства з бездоганною організацією дозвілля. Кращі умови і передумови для щасливого дитинства — це повсякденне життя, що дає дитині простір і волю, а також звичайні батьки, які люблять її і саме тому знайомлять не тільки з «солодкою» стороною життя, але і з обов’язками, відмовами і заборонами. Це краще і для вдалого старту в житті, адже і потім не все піде як по маслу.
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Дитячий психолог: коли потрібно звернутися по його допомогу

Знайшли помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter.

Источник:
Дитячий психолог
Помилки, які діти пробачають батькам
http://ditey.com/child_psychologist/10205dityachii-psiholog_-skilki-pomilok-probachae-ditina.html

Дитячий психолог

Дитячий психолог про те, як привчити дітей до читання

12 серпня у просторі для сімей «Halli Galli» відбулася лекція «Хороші книжки у житті дитини», яку прочитала Марія Мельник – дитячий та сімейний психолог, гештальт-терапевт, мама чотирирічного сина. Читомо відвідало лекцію та занотувало те найцікавіше, що варто знати усім батькам, котрі прагнуть прищепити дітям любов до читання.

Як привчити дитину читати? Є кілька важливих моментів. Перше – почати читати з самого раннього дитинства. Найкращим віком для цього є вік 7 місяців. Вікові норми розвитку семимісячної дитини говорять про те, що в цьому віці дитина має уміти перегортати сторінки – звісно, книжка мусить бути з товстими картонними сторінками; до того ж саме у сім місяців у дитини починає формуватися первинне розуміння мовлення, важлива навичка, від якої бере початок розвиток інтелекту, сама мова, комунікація з батьками, первинне пізнання світу.

Добре, коли мама має змогу увесь час ходити за дитиною, щось їй розповідаючи: це – сонечко, це дерево. Але є мами-інтроверти, котрі не можуть щось бубоніти кожну хвилину, і тоді дитина недоотримує мовлення. Я вважаю, що недостатнє читання книжок впливає на те, що останнім часом у світі зріс відсоток розладів мовлення у дітей. Причин цьому є декілька, але одна з них – це те, що з дитиною не розмовляють через зайнятість батьків та доступність різноманітних ґаджетів.
.

.
Ще однією причиною я назвала б дві- або навіть три лінгвістичне середовище, зокрема – книжки для найменших кількома мовами. Мало того, що дитина в будь-якому разі росте в російсько-українському середовищі, але їй додають ще, скажімо, англійську мову, перевантажуючи їй нервову систему. А зараз якраз є тренд на такі книжки. Тому якщо у родині заведено розмовляти якоюсь однією мовою, важливо, щоб до трьох або хоча б до півтора року книжки дитини були написані цією мовою.

Якщо мама не належить до тих, хто здатен постійно щось «бубоніти» дитині, вона може просто багато читати. Це привчить дитину до того, що мама увесь час з книжкою, і привчить її до книжок загалом – це вже питання радше не психологічне, а культурне: ми маємо вчити наступне покоління читати. Ми маємо зараз велику проблему «діти+ґаджети», і так само маємо проблему з якісною освітою в країні, але якщо ми не маємо гідної освіти в школі, ми можемо у всякому разі забезпечити її вдома.
.

.
Майже завжди любов дитини до книжки залежить від двох речей: якість книжок та їх доступність. У дитини має бути власна книжкова полиця, до якої вона матиме постійний вільний доступ.
.

.
Дорослий завжди має бути готовий почитати з дитиною, відгукуватися на її прохання, навіть якщо він наразі зайнятий, то слід сказати «зараз я доварю борщ, і тоді ми з тобою почитаємо». Але мусить бути книжкова полиця для того, щоб дитина могла читати і сама, і це теж можна починати робити з семимісячного віку. Слід пам’ятати, що дитина, котра не вміє читати, не може обрати книжку за корінцем, тому книжки на цій полиці мусять бути розверненими до неї обкладинками, трохи перекриваючи одна одну.

Одна з важливих якостей хорошої дитячої книжки – це її міцність. Хороша книжка має коштувати дорого, але не завжди ціна відповідає якості, тому, віддаючи по кілька сотень гривень за книжку, слід бути впевненими у її якості. Особливо це стосується зовсім маленьких дітей, що рвуть книжки. Коли батьки купують сто книжок, а дитина їх тут же знищує, то в результаті не залишається ні книжок, ні любові до них.
.

.
Протягом розвитку дитини до семирічного віку, в неї двічі міняється тип мислення. Тому важливо, щоб книжки відповідали наявному у даний момент типу. У дитини до трьох років основною є координація «рука – око». Їй потрібно обмацувати все руками, інакше вона не запам’ятовує. У дитини від трьох до шести – образне мислення, тобто вона мислить «картинками». А от після шести-семи років починається словесно-логічний спосіб мислення – вони мислять реченнями, як дорослі. Спосіб мислення впливає на сприйняття, на здатність навчатися, тому навчальні матеріали, і зокрема книжки, мають бути орієнтованими на те, як дитина зможе їх зрозуміти.

Звісно, навіть ідеальне знання вікових норм розвитку не позбавляє батьків від дослідницької роботи – адже усі діти різні за своїми інтересами, темпераментом та розвитком, – тому орієнтуватися слід також на особливості та потреби конкретної дитини.

Я завжди прошу батьків обирати такі книжки, які б подобалися їм самим.
.

.
Є мами, які читають дітям нудним, монотонним голосом. Звісно, талант цікаво читати вголос мають не всі, але його потрібно розвивати.
.

.
Маленька дитина потребує дуже активного залучення дорослого у читання, тому від участі батьків у цьому процесі залежить подальша її любов до книжок. Часто читання – це ще й дуже хороший спосіб проведення часу з дитиною, бо спільне дозвілля – це популярна нині проблема, зокрема для татів, які не розуміють, що робити з дитиною, особливо після важкого робочого дня.

Спільне читання є хорошим виходом, особливо якщо це якась книжка з дитинства самих батьків, що їм подобалася. Дитина дуже орієнтується на емоційну віддачу дорослого, тому якщо ви читаєте те, що вам не подобається – навіть чудово артикулюючи – дитина одразу це відчує. Під час читання ви можете щось додавати від себе, ставити додаткові питання, «забувати» слова, щоб дитина вам їх підказувала, вигадувати якийсь альтернативний розвиток подій. Ці деталі залежать від віку, але важливо додавати до читання елементи творчості, що розкриватимуть читання як засіб цікавого дозвілля.
.

.
Коли книжки є особливо помічними для батьків? По-перше, це ритуали – скажімо, відхід до сну. Ритуали виробляють у дитини звичку обирати книжки, у неї з’являються улюблені книжки; вона звикає до того, що ви проводите з нею час. По-друге, коли дитина – особливо, рухлива та активна дитина – хворіє, сидить удома, і ставить все з ніг на голову від нудьги, її потрібно чимось зайняти. Є хороші книжки, у яких закладено безліч варіантів різного прочитання та гри з ними, і вони дуже виручають втомлених батьків, у яких в голові може бути нуль ідей щодо того, чим зараз цю дитину розважити. По-третє, книжка дуже допомагає у подорожах або подіях на кшталт візиту до поліклініки з чергами до кожного кабінету.

Хороші дитячі книжки розвивають мовлення, допомагають дитині накопичувати словниковий запас. Крім цього, вони також розвивають смак. Є дослідження, які свідчать, що все, що оточує дитину до трьох років, формує базові уявлення про світ, смаки, впливає на інтереси у подальшому житті. Тому важливо, щоб дитину оточували якісні книжки, бо є момент, котрий мене дуже непокоїть – хороші книжки коштують дорого, але на ринку є й безліч поганих, якими грішать чи не всі великі видавництва. Це коли на кілька справді якісних книжок знаходиться сто жахливих трешових книжок по двадцять гривень.

Приклади гарних дитячих книжок, що підходять різним віковим групам

7 міс. – 1,5 роки: Ерік Карл «Дуже голодна гусениця», «З голови до ніг» (Читаріум); серія «Картинки для дитинки» (Навчальна книга «Богдан»); Василь Федієнко, серія «Сторінки-цікавинки» (Школа Харків); «Пограємо з пальчиками» (Зелений пес), Ерве Тюлле «Жива книжка» (Artbooks); «Ріпка» (Махаон); «Ріпка», «Рукавичка» (Аґрафка); «Книжка-шурхітка» (КМ-букс).
.

.
1,5 – 3 роки:
Олена Разумова «Перша подорож» (Glowberry books); Антон Сіяніка «Історії маленького будиночка» (Glowberry books); «Рік у лісі» (ВСЛ); Сюзанна Бернер, серія «Городок» (Самокат); Моріс Сендак «Там, де живуть чудовиська» (Читаріум); Ервін Мозер «Мануель і Діді» (ВСЛ); «Мій дідусь» (Основи); «Про кита» (ВСЛ); «Улюблені вірші» (А-ба-ба-га-ла-ма-га); «Груффало» (Читаріум); «Цифри і кольори» (Аґрафка); Іван Малкович, Софія Ус «Мед для мами» (А-ба-ба-га-ла-ма-га); Джудіт Керр «До нас на чай заходив тигр!» (ВСЛ); Марійка Луговик «Вовченятко, яке запливло далеко в море» (А-ба-ба-га-ла-ма-га).
.

.
7 – 10 років:
Юрій Нікітінський «Тайна старой пекарни», «Таємниця викраденого горщика» та інші детективи (Glowberry Books); Елізабета Дамі, серія коміксів «Джеронімо Стілтон» (Ірбіс); серія коміксів «Смурфи» (Ірбіс); Ейтан Борітцер «Що таке любов», «Що таке смерть» та інші книжки серії «Що таке?» (Чорні Вівці); Роальд Даль «Чарлі та шоколадна фабрика», «Відьми» й інше (А-ба-ба-га-ла-ма-га); Елеанор Портер «Полліанна» (Богдан); Міхаель Енде «Нескінченна історія» (ВСЛ); Діана Джонс «Мандрівний замок Хаула» (ВСЛ); Свен Норквіст, серія «Пригоди Петсона та Фіндуса» (Богдан); Аліс Пантелмюллер, серія «Лотта та її катастрофи» (Школа Харків); Іван Малкович, Ростислав Попський «Куди відлітають риби (А-ба-ба-га-ла-ма-га); класичні казки «Пеппі Довгапанчоха», «Пригоди Мумі-троллів», «Карлсон» і т.д.

Фото: Bradan’s World, Tes, Vanderbilt News, Natural Society

Фондуючи незалежну редакцію Читомо, ви допомагаєте зростити нове покоління професіоналів видавничої справи і збільшуєте кількість хороших книжок у світі.
Спасибі.

Чаще всего родители обращаются к детскому психологу в случае изменений в поведении и состоянии ребенка. Они хотят, чтобы ребенок садился ужинать сразу, как только его позовут за стол, чтобы убирал свои игрушки и засыпал, как только ляжет в кровать.

Детский психолог начинает работать с родителями, а не с детьми, ведь часто они сами воспитывают ребенка таким образом, что впоследствии не могут справиться с ним самостоятельно.

Очень важно понимать, что родительский авторитет не безграничен. Родителям необходимо сформулировать для ребенка основные социальные и культурные правила, на которые ему надо ориентироваться, чтобы взаимодействовать с другими людьми. При этом не следует занимать позицию «над ребенком»: внушать ему свои представления о том, что он должен чувствовать, о чем ему нужно думать, какую профессию выбрать. От родителей часто можно услышать фразу: «Я лучше знаю, как тебе нужно», сопровождающейся другой: «Я желаю тебе добра, все это только ради тебя». Эта фраза – весьма распространенный способ манипулирования людьми, попытка заставить их делать то, что вы хотите. Чаще всего такие назидания вызывают у ребенка либо бурный протест и агрессию, либо чувство собственной беспомощности и незначимости, а это прямой путь к заниженной самооценке, зависимости и пассивности во взрослой жизни.

Родителям при всей их любви к детям иногда приходится быть строгими и запрещать делать то, что детям очень хочется (например, долго играть в интересные игры на компьютере, лакомиться множеством сладостей или зажигать в квартире спички). Главное помнить, что есть запреты, которые не следует нарушать, и есть ситуации, в которых необходимо позволять детям проявлять свою самостоятельность. Например, выбирая ребенку одежду, спросите его мнение или позвольте ему самостоятельно выбрать понравившуюся вещь.

Учитесь правильно разговаривать с детьми

Хвалите за поступки

Когда вы хвалите ребенка, будет нелишним, если вы объясните, за что именно. Ребенок будет лучше запоминать, что нужно сделать, чтобы порадовать маму, и будет стремиться делать это как можно чаще. В таких случаях полезно будет отметить его усердие, сказав: «Мне так приятно, когда ты сам моешь за собой тарелку!» или «Я очень рада, что ты сам садишься за уроки». О принципах позитивного воспитания детей, которое помогает развивать у них самостоятельность и находить силы для преодоления жизненных трудностей, нам рассказывала и известная телеведущая Оксана Федорова в пятом выпуске передачи «Мы-родители».

Наказывая, объясняйте

Ребенок имеет право знать, за что его наказывают. Если вы поставите его в угол и повысите на него голос, он будет сам искать причину, по которой с ним так обошлись. Часто дети в таких ситуациях думают, что это они плохие и потому заслуживают наказания. Родители, которые воспитывают ребенка таким образом, занижают его самооценку. Для ребенка родитель – непреклонный авторитет, и если мама или папа говорят, что ты плохой, значит, так оно и есть. В случае если ребенок совершил какой-то проступок, важно сказать ему об этом, желательно используя конструкции типа «Мне очень неприятно, когда дети не моют руки перед едой» или «Я очень сержусь, когда дети бьют других детей».

Дети хотят знать правила, по которым люди живут в обществе, и с удовольствием их выполняют. Например, в игровой деятельности они стараются неукоснительно следовать всем правилам и активно возражают против их нарушений. Поэтому всегда объясняйте правила, которые вы устанавливаете, и сами не забывайте следовать им, ведь дети будут брать с вас пример.

Уважайте мнение ребенка

Ребенку с раннего возраста необходимо давать понять, что родители относятся к его мнению с вниманием и уважением. Воспитание в диалоговой форме способствует личностному развитию ребенка, развитию сознания и самосознания его личности, утверждает психолог Тамара Флоренская.

В седьмом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка» мы расскажем вам о том, как важно демонстрировать свою любовь малышу, быть ответственным и терпеливым родителем.

Будьте честными с детьми

Дети очень чувствительны к обману. Родители часто спрашивают у детского психолога, надо ли говорить своему ребенку, что он самый лучший, самый хороший, самый умный и так далее. С одной стороны, ребенок должен чувствовать, что вы его любите и принимаете, каким бы он ни был, что бы он не сделал. Но с другой стороны, – когда малыш пойдет в детский сад, а потом в школу, он узнает, что есть дети намного умнее его (так может сказать учительница) и обязательно найдутся те, кто сильнее его физически, или те, с кем больше хотят дружить. Можете себе представить разочарование ребенка, который был уверен в своем исключительном превосходстве над остальными. Тогда он приходит к логичному выводу, что родители его обманули.

Безусловно, ребенку следует чувствовать вашу любовь и поддержку, но если он что-то делает не так, нужно в спокойном и дружелюбном тоне честно объяснить это.

Будьте последовательны в своих требованиях

Еще одна распространенная ошибка, которую совершают родители, касается выполнения тех правил, которые они устанавливают. Если, например, родители постоянно напоминают ребенку, что за столом нельзя разговаривать, а сами непринужденно беседуют во время ужина, ребенок поймет, что правила можно легко нарушить. Поэтому детские психологи рекомендуют: если вы устанавливаете правила, соблюдайте их сами потому, что пример, который родители подают своим поведением, является значимым ориентиром для детей.

Так, в четвертом выпуске программы «Как воспитать счастливого ребенка», психолог Сабина Кулиева рассказывает, почему необходимо уважать ребенка и его мнение, а также быть последовательными в его воспитании.

Общайтесь с ребенком на равных

Родители часто приходят к детскому психологу с вопросом: «Как сделать из своего ребенка выдающегося человека?». Такая формулировка содержит в себе ошибки, препятствующие этому благородному намерению. Помните, преследуя такую цель, вы можете отнять у малыша возможность стать самостоятельной и полноценной личностью, которая несет ответственность за свои поступки и находит свой путь в жизни согласно внутренним побуждениям.

Посмотрев следующее видео, вы узнаете, как важно быть защитником для ребенка и позволить ему быть личностью.

Помогите ребенку стать личностью

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку стать личностью? Детские психологи дают простые советы, которых можно придерживаться при общении со своими детьми.

  • Вместо того, чтобы планировать жизнь ребенка на двадцать лет вперед, спросите себя: Каким он станет в будущем?»
  • Постепенно давайте ребенку свободу выбора, начиная с незначительных мелочей, вроде того, что он сегодня хочет на ужин – рис или картофельное пюре, какой мультфильм хочет посмотреть: про поросенка или про волка и зайца. Общаясь с ребенком таким образом вы не только учите его принимать самостоятельные решения, но и помогаете ему прислушаться к своим ощущениям, он начинает понимать, что ему нравится больше, а что – меньше. Сначала в еде, потом в игрушках, а затем и в своей жизни.
  • Учитесь слушать своих детей. Как часто бывает, что ребенок говорит родителям, что он обижен или скучает, а они не хотят выяснять причины этой проблемы. Взрослые быстро забывают, что значит быть детьми. С их позиции проблемы малыша – это пустяки, не стоящие внимания. Но для ребенка – это целая трагедия! Поэтому необходимо научиться уважать своего ребенка, это придаст ему в будущем уверенность в себе и своих силах.

Важно относиться к ребенку, как к взрослому человеку, который имеет право на свои собственные чувства, свой взгляд на вещи, свои предпочтения, вкусы и желания, которые не всегда совпадают с представлениями о них у родителей. Тогда вы узнаете, какое это увлекательное занятие – вместе со своим ребенком заново открывать, как устроен мир, и учиться понимать себя и строить свою судьбу.

Анна Тоскина

Спасибо вам за интерес ко мне, Александр Поповский.

Детский психолог

Одна из моих специализаций – детская психология. Ребенок – это необычайно глубокий и интересный мир, со своими особенностями и необычностями. Конечно, каждый родитель желает для своего ребенка только самого хорошего. Мама и папа вместе с малышом переживают все – колики в животике, первые зубы, первые шаги, первое произнесенное: «Дай!».

Популярные статьи раздела

Консультация детского психолога

Когда пора обратиться к специалсту?

Ребенок подрастает, и тут могут появиться проблемы. Некоторые родители не обращают на это внимание, и потом, когда это перерастает в более усугубленные масштабы – становится поздно. Вот несколько примеров: малыш очень стеснительный во дворе, не может общаться с ровесниками, проблема тянется и далее. Как результат – социально неадаптированный ребенок идет в школу, и там возникают уже неприятности посерьезнее, что сказывается на психике ребенка. Также бывают детки, у которых часто колеблется настроение – истерики и страхи, агрессия. Если вовремя не обратить на это внимание, ребенок будет страдать бессонницей, а иногда и энурезом.

Причины обращения к детскому психологу:

  • гиперактивность ребенка, сложности в поведении
  • сложность в обучении, ребенок не может адаптироваться в детском саду, школе
  • нарушение режима сна – бессонницы, ночные кошмары, малыш не хочет спать один
  • психологические травмы, связанные с разводом родителей, переездом, переводом в другой детский сад, школу, с рождением второго ребенка в семье, гибель родителей или родственников
  • частые эмоциональные колебания в настроении – истерика, страх, агрессия и т.п

Вспомните советский фильм "По семейным обстоятельствам", где детский логопед в исполнении Ролана Быкова, сказал по поводу дефектов речи у девочки, что все проблемы из-за разладов в семье. И это неспроста. Ведь ребенок - это барометр, который показывает "погоду в доме". И прежде, чем начать работу с ребенком, моя задача, как специалиста, выяснить, все ли впорядке внутри семьи.

При всех этих причинах необходимо как можно раньше обратиться к детскому психологу.

Не стоит пренебрегать здоровьем ребенка и ждать проявления проблем. Обратитесь за консультацией к детскому психологу, чтобы узнать о состоянии и развитии малыша на текущий период, его слабых и сильных сторонах. Благодаря простой беседе у ребенка можно выявить назревающие проблемы и вовремя их предотвратить.

Общение здоровых подростков и детей с детским психологом, а также игровая терапия позитивно отражаются на развитии личности, самооценке, способности понять самого себя и укрепляют психологическое здоровье. Детские психологи у некоторых ассоциируются с докторами в белых халатах, важно дать понять ребенку, что, в первую очередь, специалист – не враг, и он не несет в себе ничего опасного и не причинит боль.

Мое общение с ребенком проходит в доверительной и доброжелательной обстановке. Консультация детского психолога способствует раскрытие ребенка, которые еще не может выражать свои чувства и ощущения словами.

Для диалога с ребенком у меня есть много средств – совместная беседа, сказки, игра, рисунок, проективные методики. Разные детские психологи Киева имеют свои методики для построения коммуникации с малышом. Каждый человек – личность, а ребенок – хрупкая личность, поэтому здесь нужен тонкий подход.

Итак, мои консультации как детского психолога заключаются в том, чтобы:

  • понять, что на данный момент происходит с ребенком, в чем его сложности
  • составить план дальнейших консультаций
  • провести психокоррекцию нарушений, если таковые имеются
  • оказать родителям помощь и поддержку в вопросах воспитания

Залог здорового развития ребенка – осмысленный и грамотный подход родителей к воспитанию, знание особенностей и потребностей своего чада. Поэтому помощь детского психолога в Киеве родителям также крайне важна.

Что нужно знать родителям?

Не нужно бояться походов к семейному психологу, ведь если проблему пустить на самотек – это словно запустить бомбу замедленного действия. Рано или поздно проблема вылезет наружу и тогда лечение будет более длительным и придется приложить очень много усилий, чтобы искоренить ее. Помощь детского психолога Киеве может быть оказана за несколько сеансов, а может понадобиться продолжительная психотерапия. Все зависит от проблемы и от того, насколько ребенок будет раскрываться на встречах.

Поверьте, я сам папа, и знаю, как это важно устроить доверительные отношения с ребенком – это залог того, что малыш вырастет счастливым. Если вы заметили, что ребенок стал вести себя «как-то не так» или существуют вышеперечисленные проблемы – без промедления записывайтесь на консультацию к детскому психологу в Киеве. И мы все вместе сможем справиться этим!

Стоимость консультации детского психолога

Со всеми моими клиентами я договариваюсь индивидуально на первой консультации. Цена на услуги детского психолога зависит от наличия свободного времени, готовности работать. Если обеим сторонам будет комфортно друг с другом работать, о стоимости консультаций мы всегда сможем договориться.

Про отзывы

Многие родители при поиске детского психолога ориентируются на отзывы в сети. Стоит отметить,что относительно психотерапии – это очень субъективно, так как эффект во многом зависит от того, насколько человек готов работать над собой. В данном случае, многое зависит от родителей и их желания помогать своему ребенку. И, поверьте, о хорошем детском психологе отзывы вы, скорее всего, не найдете. Ведь люди зачастую оставляют отклик, когда опыт был негативным и не всегда в этом вина специалиста. Лучший вариант – ориентироваться на собственные ощущения, а для этого необходима хотя бы одна очная встреча.

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.



Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Загрузка...