Портал для мам - Дом ответов

Картотека игр и этюдов «Психогимнастика» М. Чистяковой. Психогимнастика М.И.Чистяковой картотека (старшая группа) на тему Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

Ястерова Ирина Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

Городской Дворец

Творчества Детей и Молодёжи №1

город Набережные Челны РТ

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой.

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Первые формы социального контакта - улыбка. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направленно образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

Важно использовать на занятиях психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психические напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития ребенка.

По методике Санкт-Петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение.

* Составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели

Того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом,

заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий.

* Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка,

стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Специфика организации занятий.

* Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы),

чувств (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального

единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

* Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку,

а потом выбирает себе любую роль. Но т.к. оценка повторяется несколько раз,

ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением детей саморегуляции.

На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной части, необходимо соблюдать чувство меры.

В методике М.И.Чистяковой систематизированы этюды и игры,

направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика),

так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание детей на развитие чувства ритма, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития. Основная направленность предлагаемой методики - психологическое раскрепощение ребенка.

Особенность данной методики – это акцентирование внимания педагогов на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность, Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная методика является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.

Целью психологической работы с детьми по данной методике является следующее:

* Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Именно поэтому меня и привлекла эта методика, где в основе

лежит игра с детьми, сотворчество и психологический настрой игр, этюдов.

На первом году обучения, когда дети только пришли на занятия, они были немного скованы в эмоциях, делали только то, во время занятия, что давал им педагог. При выполнении индивидуальных заданий многие дети стеснялись показывать их перед всеми. После использования на занятиях психогимнастики стали заметны перемены в детях.

* Стали активны на занятиях.

* Сложнее стали творческие задания.

* Дети, пришедшие в эту группу позже, легче вливались в коллектив.

При планировании и проведении занятий у самой появилось стремление организовать занятия интересно, чтобы дети занимались с удовольствием. При изучении данной методики необходимо было выбрать именно те задания, которые можно было использовать на занятии по хореографии с детьми данного возраста. Используя данные этюды, игры как элемент урока я добилась разнообразия на уроке, заинтересовала детей занятиями, дети стали раскрепощенными, эмоциональными. И как итог работы, его обобщение, это проведение мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Мастер-класс

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Ястерова, я педагог Городского Дворца Творчества Детей и Молодёжи. Работаю в Театре мод «Отражение» 16 лет из них с детьми дошкольного возраста 10 лет Я очень рада вас сегодня видеть, на нашем мастер-классе. И надеюсь, мы плодотворно на нем поработаем.

В работе с детьми я на своих занятиях использую методику М.И. Чистяковой.

И тема нашего мастер-класса: « Использование психогимнастики М.И. Чистяковой на занятиях по хореографии»

Теоретическая часть.

Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться. В этом возрасте успешно является применение психогимнастики. Занятия по психогимнастике строятся в игровой форме, на которых дети изучают различные эмоции, учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушение выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.

Что же такое психогимнастика?

Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы.

В методике М.И. Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память). Так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Основной акцент в психогимнастике делается на:

Обучение элементам техники выразительных движений.

Использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

Психогимнастика занимает особую роль в хореографии, а именно:

Раскрепощает детей

Расслабляет мышцы

Настраивает на работу на занятии.

Проведение игровых разминок.

Целью психогимнастики является снятие психоэмоционаоьного напряжения,

сохранение естественных механизмов развития ребенка, сопровождать и будить ростки его самостоятельности, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию не подавлять.

Психогимнастика включает в себя:

*Мимические и пантомимические этюды.

* Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Специфика организации занятий состоит в следующем:

* каждое упражнение включает в себя фантазию, чувства движения ребенка.

* все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все события и предметы должны быть воображаемыми, это облегчает внутреннее внимание детей.

Выполнение упражнений в психогимнастике все правильные и эти занятия способствуют развитию успешности у каждого ребенка. Дети успешны: правильно все, что они делают, делают все по-своему, как могут.

Психогимнастика используется в следующих случаях:

Снятие детских страхов;

Нарушение эмоциональной сферы;

Трудности поведения и характера;

Нарушение психомоторики.

В процессе занятий используются:

Различные виды игр;

Свободное и тематическое рисование;

Музыка;

Элементы театрализованной деятельности..

На занятиях по хореографии этюды и игры можно использовать в начале занятия.

* Ритуал- приветствие.

* Настрой детей на занятие.

* Разминка отдельных групп мышц тела.

В основной части занятия: * Отдых после тяжелых упражнений.

* Обучающие игры.

* Переключение внимания с одного вида деятельности

на другой.

В конце занятия: * Ритуал прощания.

* Успокоение детей.

Еще раз хотелось бы отметить, что все этюды, игры, строятся только на воображаемом материале. И на своих занятиях, я использую упражнения и игры по психогимнастике а также методику М.И. Чистяковой.

Целью мастер-класса является использование методики М.И. Чистяковой по психогимнастике на занятиях по хореографии.

1. Игра «Скорости»

Ставится любая ритмичная музыка.

Педагог: сейчас мы с вами будем передвигаться по классу, двигаться вы можете в произвольном порядке но, только внимательно слушая мой счет, а он будет меняться по скорости, и на каждый счет вы делаете шаг. (Педагог просчитывает музыку в различном ритме).

Как вариант, можно прохлопать.

Цель проведения- настрой детей.

Время – 1-2 минуты

2. «Веселая зарядка»

Стоим свободно, в рассыпную по всему классу.

Исполняем упражнение под веселую, энергичную музыку.

Педагог : встали свободно, закрыли глаза. И сейчас начинает двигаться правое плечо, к нему присоединяется голова. Теперь добавили левое плечо. А сейчас присоединились руки и двигаются вместе с головой и плечами, а тут уже присоединились бедра и ноги и вот уже двигается все тело. Остановились ноги, затем встали бедра. Остановились руки, плечи голова остановилось все тело, Стоп!

Цель- разогрев мышц, настрой детей.

Форма проведения – упражнения.

Время проведения 2-3 минуты.

ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

3. «Грезы».

Звучит тихая, спокойная музыка. После того, как откроют глаза,они делятся своими впечатлениями о том, что им представилось во время слушания музыки.

Еще один вариант из этой серии игр.

4. « Пробуждение»

Сидят на ковриках в удобной для них позе. Педагог подходит к любому и касается его плеча. Кого коснулись, «просыпается» (потягивается, открывая глаза). Проснувшись, будит другого, и т.д. Все это упражнение выполняется в тишине.

Как вариант, педагог сам « будит» всех

Цель провидения – успокоить детей, релаксация.

Форма проведения – этюд.

Время проведения 2-3 минуты.

5.«Скульптор»

Для проведения этого упражнения нужно чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет № 1, а кто №2. Вот сейчас № 1 будет – скульптором, а № 2 –глиной. Скульптор будет лепить из глины – волка

Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 –будет скульптором, а № 1 – глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: этюд.

Время проведения: 2 минуты.

6. «Канон»

Цель игры: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Сейчас я прошу вас встать в круг, друг за другом

Руки положить на плечи впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимаем правую руку вверх первый, на второй- второй и т.д. Когда правую руку поднимут все, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, также под музыку по очереди опускаем руки вниз.

7. « Канон» для малышей.

Цель: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Стоят по кругу, лицом в центр круга. Под музыку поочередно делают следующие движения:

1-ый, на первый такт – приседает и встает.

2-ой, на второй такт хлопает в ладоши.

3-ий, на следующий такт – приседает и встает и т.д.

Цель: Развить чувство ритма.

Форма проведения: Упражнения.

Время проведения: 1-2 минуты.

8.Этюд «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Встаем в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Во время выполнения упражнения вы можете свободно продвигаться по всему классу, не наталкиваясь.

Педагог : Покажите, пожалуйста, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое.

А теперь на пути нам встретилась густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие.

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломанные.

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные.

А теперь вы успокоились. Стоим без движений. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые.

Цель: Снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Форма проведения: Этюд.

Время проведения: 2-3 минуты.

9. «Машинки».

Встаньте, пожалуйста, парами, друг за другом. Тот, кто стоит впереди - машинка, а тот, кто стоит за ним - водитель.

«Машина» закрывает глаза. А водитель ведет машину. Если он кладет руку на правое плечо, то машина поворачивает на право. Если на левое плечо, то налево. Если берет за талию, то машина едет вперед, а если за голову, то машина едет назад. А когда водитель постукивает по лопаткам, то машина стоит.

В пособии изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.

Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом, который используется в учебных целях.

К ЧИТАТЕЛЮ

Однажды я получил бандероль. Это была объемистая книга, написанная от руки, с множеством рисунков, таблиц, диаграмм. В сопроводительном письме сообщалось, что автор рукописи, воспитатель одного из детских учреждений Санкт-Петербурга, работает с детьми более 30 лет, и значительная часть ее подопечных - это дети с теми или иными нарушениями внимания, памяти и т. д.

Я принялся за чтение рукописи, и, чем больше углублялся, тем более проникался интересом: ничего похожего в отечественной литературе мне не попадалось. Я отправился в издательство «Просвещение», директором которого тогда был Д. Д. Зуев. Он прочитал рукопись, она тоже пришлась ему по душе. Но как её печатать? Ведь над ней нужно много еще поработать, дополнить и отредактировать. Издательство попросило меня взять на себя этот труд. И вот «Психогимнастика», читатель, перед вами.

Что же это за книга, чего от нее следует ожидать, а чего нет?

Во-первых, это не научная монография, не справочник, не учебник. Это, скорее, хрестоматия, сборник материалов, необходимых воспитателю детского сада.

Во-вторых, не каждому воспитателю детского сада она может понадобиться. Она нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нарушения»).

В наше время все больше и больше детей нуждаются психологической помощи и чем раньше она будет оказана тем эффективнее будет. Учеными доказано, что помощь должна оказываться уже в дошкольном детстве. Поэтому, очень важно, чтобы в дошкольном учреждении методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

Психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» (СНОСКА: Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002) психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990)

Прежде всего, эти мероприятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Задачи психогимнастики

1. Обучение детей выразительным движениям.

2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

3. Формирование у детей моральных представлений.

4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

5. Снятие эмоционального напряжения.

6. Обучение ауторелаксации.

Желательно, чтобы занятие сопровождалось музыкой. Она помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Занятие «КОТ ЛЕОПОЛЬД И МЫШИ»

1. Разминка

Педагог. Ребята, подскажите мне, как зовут кота, к которому все время приставали мыши? Конечно, кот Леопольд. Сегодня он мне позвонил и попросил у вас помощи. Он строит себе новый дом, так как в старом мыши сделали большую дыру. Ему привезли большую кучу кирпичей, их надо сложить в одно место.

Вставайте цепочкой на небольшом расстояний друг от друга и будем передавать кирпичи и складывать аккуратно (указывает место). Начали! Держите кирпич крепко, не уроните на ногу, не бросайте, а аккуратно кладите кирпичи, чтобы они не разбились. Ай да молодцы! Как ловко получается! Ну вот, все кирпичи перенесли!

К коту Леопольду на помощь обещал приехать на подъемном кране Кот в Сапогах. Теперь он поможет построить ему дом.

У меня есть волшебный платочек. Если под ним покружиться, то можно превратиться в мышку. Кто хочет стать мышкой?

(Педагог покрывает желающих платочком со словами: «Под платочком покрутись и в мышонка превратись!»)

Не знаю, превратились ли вы в мышек или нет? Ну-ка попищите, как мышки. Теперь я вижу, что вы мышки, и предлагаю вам поиграть в игру «Мыши и кот».

Игра «Мыши и кот»

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час (идут на цыпочках)

Раз, два, три, четыре -

Мыши дернули за гири (имитируют)

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон! (убегают)

«Кот» спит, пока «мыши» идут, и просыпается с последними словами.

Педагог. Мы так расшумелись, что разбудили кота Тома из мультфильма «Том и Джерри». Бегите скорее ко мне, неслышно, на цыпочках, может, он вас не заметит.

2. Гимнастика

(Напряжение)

Мышки, Том так громко топает, так страшно! Скорее ложитесь, свернитесь калачиком, затаите дыхание. Все тело напряжено. Так страшно! Лежите тихо, чтобы кот вас не нашел. Вы лежали так тихо, что Том пошёл вас искать в другое место!

(Расслабление)

Можно расслабиться, полежать спокойно. Теперь вам никто не угрожает. Страх ушел. Можно улыбнуться. Все мышцы сразу обмякли, стали послушными.

Мышки так обрадовались, что стали подпрыгивать, высоко поднимая колени, и хлопать в ладоши.

(Напряжение)

Встали мышки в круг, взялись за руки и образовали мышеловку. Хотят в нее кота поймать. Подняли руки вверх. Держат руки крепко-крепко! Руки как камень твердые. А в это время кот пытается пробраться за колбаской в круг.

(Расслабление)

Опустили мышки руки, расслабили их, не успели кота поймать, он убежал. Руки, стали как ватные, висят как веревочки.

(Напряжение)

Тогда мышки решили сделать мышеловку с помощью ног. Расставили их широко, чтобы упереться в ноги другой мышки, напрягли их и смотрят, как кот старается пробраться между ног.

(Расслабление)

Только он попытался, а мышки ноги сдвинули и присели. Не пройдешь, хитрый кот!

(Напряжение)

Захотел кот мышек перехитрить и начал мяукать со всех сторон, чтобы запугать мышек. Сначала с одной стороны. Посмотрели мышки, повернули голову направо к самому плечику. Нет кота!

Потом с другой стороны. Посмотрели мышки налево, повернули голову к самому плечику. Нет кота!

Мяуканье раздалось сзади. Откинули мышки голову, плавно покрутили. Опять нет.

Раздалось мяуканье внизу. Посмотрели мышки вниз, опустили голову низко. Нет кота! Вот какой хитрый!

(Расслабление)

Стали мышки по кругу вертеть головой, чтобы везде посмотреть. Головка как шарик на ниточке катается по плечикам туда-сюда, туда-сюда. А кота нигде нет!

(Напряжение)

Тогда мыши решили превратиться в кота. Встали они на четвереньки, опустили голову вниз, а спину выгнули вверх. Живот напрягся, втянулся, спина и руки твердые. Это кот сердится.

(Замирание)

Начало формы

А теперь подняли голову, прогнули спину и приготовились к прыжку, замерли.

Резко бросились на «мышку»: то в одну сторону, то в другую. Никак не поймают.

(Расслабление)

Расстроились, сели, ноги, руки раскинули. Надоело в кота играть.

А кот Том мышкам не поверил.

3. Общение

Эмоции зависти, страха, радости

Педагог. Посидите, мышки, отдохните, а я расскажу вам о том, что поведал мне кот Леопольд.

Новый дом Леопольд построил, а мыши его увидели и все обзавидбвались.

Давайте покажем, как позавидовали мыши из м/ф. Губы плотно сжаты, глаза слегка опущены, подбородок чуть приподнят, руки перед грудью скрестили. Надулись, обиделись, отвернулись от Леопольда.

Задумали мыши от зависти поджечь дом. Кот Леопольд забеспокоился, что опять останется без дома, испугался.

Покажите, как испугался кот Леопольд. Голову руками прикрыл, качает головой. Что же будет? Ведь мыши его дом уже взрывали! Страх в глазах.

Но на помощь коту Леопольду пришел Кот в Сапогах. Как только мыши увидели шпагу в его руках, сразу забеспокоились.

Кот Леопольд обрадовался.

Покажите, как кот Леопольд обрадовался. Широкая улыбка. Стал обнимать друга, расцеловал его, пожал ему руку (разыгрывание со сменой ролей).

Педагог. Ребята, давайте подумаем, какие слова благодарности кот Леопольд говорил другу? (Проигрывание вариантов.)

Как пригласил Леопольд друга к себе домой? (Проигрывание вариантов.)

Как вы думаете, мыши хорошо ведут себя по отношению к коту Леопольду?

Что нужно сделать, чтобы они помирились? (Моделирование адекватного поведения.)

4. Поведение

Педагог. Пока мы с вами разговаривали и решали, как помирить мышей с котом, серая и белая мыши совсем разругались. Серая мышь заупрямилась - не хочет идти просить прощения и мириться с котом, а белая мышь ее уговаривает. Дети, просто серая мышка не знает, как можно попросить прощения.

Давайте ее научим. (Тренинг в парах, где один ребенок - кот, а другой - мышка.)

Покажите, какие слова надо говорить, как обратиться, как посмотреть, какие интонации использовать?

Что в ответ должен сделать кот Леопольд? (Смена ролей).

5. Завершение

Педагог. Давайте все вместе споем песенку кота Леопольда и попляшем под нее.

Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься?

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

  • разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научиться демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • научиться контролировать свои движения.

Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5-3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.

1. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

Мамы на Детстране обсуждают:

2. «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

3. «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ!

А у кошки шарик - лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).


4. «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

5. «Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

6. «Поводырь»

Цель: научить детей сочувствовать и помогать.

Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

Загрузка...