Портал для мам - Дом ответов

Проблемы социального обеспечения в образовании. Социальная защита детей. Проблемы и пути реформирования системы

Нестерова И.А. Социальная защита детей // Энциклопедия Нестеровых

Проблема социальной защиты детей дошкольного возраста стоит очень остро. Причинами этого являются как политика государства, так и гражданская позиция людей по отношению к насилию в семье, алкоголизму, наркомании и растлению малолетних в семье. Спасательным кругом для таких семей является корректная работа социальных служб и педагогов психологов.

Понятие социальной защиты детей

Усиление внимания к социальной защите населения в Российской Федерации можно объяснить повышенной гуманизацией и развитием гражданского общества, которое не может существовать без социальной защиты. Отдельно следует подчеркнуть тот факт, что социальная защита детства как таковая в современном мире и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Под социальной защитой в широком смысле подразумевается совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей и так далее.

Отдельно следует выделить социальную защиту детей, так как это важнейший элемент социальной защиты в целом. В настоящее время социальная защита ребенка представляется системой которая базируется на действующую нормативно-правовой базе, международных нормативных актах и работе сложной системы органов социальной защиты населения.

Крупные выдающиеся педагоги и психологи внесли значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта вопроса социальной защиты детей. Это такие специалисты в сфере педагогики, как: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Г.Н.Волков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн итак далее.

Социально-педагогический подход к вопросу социальной защиты детей предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, обуславливающих соответствующий им тип воспитания, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков духовно-нравственного развития личности.

В современном российском законодательстве социальная защита базируется на ряде нормативно-правовых актов представленных ниже.

Правовое регулирование социальной защиты

Помимо российских нормативно-правовых актов, социальная защита детей регулируется нормами международного права. На сегодняшний день международное право по защите детей включает в себя Конвенцию ООН "О правах ребенка" от 1989 года.

Несмотря на принятые государством меры по правовому посвящению родителей по вопросу защиты прав и свобод детей, многие по-прежнему не сведущи в этом вопросе. К сожалению для современных родителей характерны две крайности: полное не знание законов или же наоборот повышенное внимание правам ребенка, что черевато нарушениям поведения у детей.

Для того, чтобы повысить уровень социальной защиты в РФ государство реализует систему мер при помощи органов государственного управления. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович. Прежде всего, нужно остановиться на сфере социальной защиты детства.

Государственное регулирование социальной защиты детства

Немаловажным инструментом социальной защиты являются государственные программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Не менее важны планы мероприятий по социальной защите детства. Например, план действий по преодолению семейного насилия, разработанный на региональном уровне.

Очень важным элементом социальной защиты детства можно назвать создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие: финансовую базу, многочисленные здания, сооружения, систему государственных пособий на детей.

Категории детей, нуждающихся в социальной защите

Будучи одним из наименее зачищенных слоев населения дети нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. В настоящее время существует общепринятое деление детей на категории по особенностям оказания социальной защиты.

Первой категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дезадаптированные дети. Особенность данной группы состоит в том, что у детей нарушены социальные ориентиры и замедлено социальное развитие.

Для дезадаптированных детей характерна особенность: их называют "ничьими". Данное состояние формируется посредством разрушения внутрисемейных связей и отношений, отсутствием со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности.

Одним из видов детской дезадаптации является безнадзорность. Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Безнадзорные дети остро нуждаются в социальной помощи. Она направлена непосредственно на борьбу с состянием безнадзорности и отсутствием необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей.

К группе дезадаптированных детей также относятся брошенные дети.

В этой группе находятся дети разных возрастов, в том числе и дошкольники. Однако наиболее часто встречаются новорожденные, которые родились с отклонениями или же которые страдают неизлечимыми болезнями. К числу причин, по которым родители отказываются от детей, относится следующее:

  • пьянство
  • наркомания и тунеядство
  • аморальный или преступный образ жизни
  • несовершеннолетие родителей.

Брошенные дети нуждаются в социальной помощи которая обычно заключается в оказании своевременной медицинской помощи, помещение ребенка в специализированное учреждение, а также психологическая реабилитация.

Второй категорией детей нуждающихся в социальной защите можно назвать беспризорных детей. Они не имеют государственного или родительского попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Существует множество мифов касающихся количества беспризорных детей, различные авторы трактуют это количество по своему, кто-то превышает эти числа в разы, кто-то говорит, о сильном завышении этих данных. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в России скрыта от общего доступа или же практически отсутствует – по той простой причине, что беспризорного ребенка отдают родителям или помещают в специальное учреждение. Увеличение числа детских учреждений не спасают ситуацию. В настоящее время, необходимо бороться не только с последствиями, но и с причинами возникновения негативных ситуаций, в процессе которых дети начинают убегать из семей на улицу.

В данном случае роль социальной защиты обусловлена её целями к числу которых относится следующее:

  • изъятие ребёнка из негативного социального окружения;
  • первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;
  • восстановление или компенсация утраченных социальных связей;
  • возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Отдельно следует выделить тот факт, что та помощь, которая оказывается беспризорным детям не является оружием борьбы с беспризорностью в целом. Однако, социальная поддержка помогает стабилизировать ситуацию.

Третьей категорией детей нуждающихся в социальной защите являются дети-сироты. Причиной роста числа детей-сирот в современной России можно объяснить рядом факторов, к числу которых относятся: слабое снижение смертности трудоспособных граждан, пренебрежение родительскими обязанностями, низкий уровень работы органов опеки и попечительства.

Четвертной группой детей нуждающихся в социальной защите являются дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. К сожалению, получение точной информации о числе таких детей осложнено. Это обусловлено латентностью жестокости по отношению к детям. Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей, а именно со стороны родителей, родственников, педагогов и друзей.

В процессе работы, направленной на социальную защиту таких детей, необходимы чуткость, терпение и настойчивость. Кроме того, необходимо создать такие условия, при которых жестокое обращение с ребенком будет полностью исключено. Для преодоления жестокого обращения с детьми применяются следующие основные методы социальной защиты:

  • выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;
  • ограждение его от насилия и жестокости;
  • оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;
  • рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

Пятой категорией детей нуждающихся в социальной защите несомненно являются дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс. Версия Проф. – – М, 2017.
  2. Аввакумова Л.П. Организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении – М.: ЭКСМО, 2014.
  3. Бибикова Н.В. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка // Сборник: Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. – 2015. – С. 56-59.
  4. Варывдин В.А. Управление системой социальной защиты детства. –М.: Педагогическое общество России, 2014.
  5. Горовая М.С. Социально-правовая защита детей в детском саду // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – С. 34-36.
  6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка (пособие для работников ДОУ). – М.: "Просвещение", 2006.
  7. Кочубей А. Визит в семью, или Практика работы с семьями – Псков: Псков. обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2012.

Введение
1. Актуальные проблемы социального страхования России
2. Возможные пути решения проблем социального страхования
Заключение
Список использованных источников

Введение

Социальное страхование - одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную и общественную) денежного и материального обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.

Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» - вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем, которые я бы и хотела рассмотреть в данной работе.

1. Актуальные проблемы социального страхования России

Всем хорошо известно, что население России находится под социальной защитой государства, выражающейся в системе обязательного социального страхования. Имеется в виду, что существует риск того, что социальный и материальный статусы трудоспособных граждан могут по независящим от них обстоятельствам в один прекрасный день измениться, причем не в лучшую сторону. В этом случае государство с федеральным законом об обязательном социальном страховании, выказывает благие намерения об оказании помощи таким гражданам. Но давайте разберемся, кто в действительности останется в выигрыше при страховании – гражданин, как получатель социальных выплат, или само государство?

Итак, в России обязательное социальное страхование имеет 4 составляющих:

1) существует обязательный страховой полис на случай временной потери трудоспособности (это может быть болезнь или материнство);
2) страхуются также возможные случаи несчастных случаев на службе и производстве и риски различных профессиональных заболеваний;
3) существует медицинское страхование, имеющее обязательный характер;
4) и такое же обязательное – пенсионное страхование.

Одной из первых проблем можно назвать - сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования (далее – ФСС) осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного фонда (далее – ПФ) на выплату указанной части трудовых пенсий.

Второй проблемой является несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного социального страхования (далее – ОСС) нестраховых выплат, с одной стороны, а также недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами.

Что касается потери трудоспособности по болезни, то выплаты в настоящий момент начисляются следующим образом:

Зависит от стажа работы: 5 лет – 60% от своего заработка; 5 – 8 лет – 80%; более 8 лет – 100%. Причем заработок рассчитывается исходя из средней суммы за последние два года. И Вам еще повезет, если Вы эти два года работали на одном месте. Если нет, то предоставляете справки о доходах по форме 2 НДФЛ с прошлой работы за последние 2 года, если не предоставляете – 20 %.

Однако же никакой из этих видов страхования не наделал в 2011 году столько шума, как касающийся временной потери трудоспособности в связи с материнством. Причиной этому стали изменения к закону N 255-ФЗ с аналогичным названием, ведь они кардинально изменили порядок расчетов среднего дневного заработка. Если до этого такой заработок рассчитывался за последние 12 месяцев, то после изменений стали учитываться доходы за два предыдущих календарных года! Стоит ли говорить, что возмущенные таким поворотом событий молодые родители, которых напрямую коснулись эти изменения, устроили нешуточные акции протеста перед зданием Минздравразвития РФ.

Третьей проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Законодательно не утверждены порядок, процедуры, источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий. Имеется ряд серьезных противоречий в Бюджетном кодексе и Налоговом кодексе в части, касающейся Единого социального налога (далее– ЕСН).

Следующей проблемой можно назвать недостаточное обоснование уровня социальных выплат. По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца (а они составляют основную часть при определении ставки ЕСН), уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда (далее – МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза (далее – ЕС). Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель - 40%, а в ЕС - 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.

Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

И это неудивительно, ведь так называемые «декретные пособия» и до этого были смехотворными, а с принятием поправок стали просто мизерными. А осознание того, что при расчете пособия теперь нужно принимать во внимание не просто фактически отработанные дни, как это было раньше, а абсолютно все дни, включая выходные и праздники – это событие вызвало глобальную волну народного возмущения. И это естественно. Согласитесь, что чем больше период, предшествующий расчету социальных выплат, тем меньший размер будет иметь собственно выплата. Ведь основная тенденция заработной платы, это, с какой стороны не посмотри – рост. И само государство постоянно подчеркивает свою заботу о гражданах, указывая на все повышающийся минимум заработной платы.

Понятно, что те мамы, которые работают на одном месте длительное время и имеют стабильную заработную плату, пострадают меньше всего, но много ли их в стране? Ведь большинство все-таки тех, кто у кого рабочее место менялось, у кого в работе происходили перерывы, что делать им? Подсчитав размер социальных выплат на 2011 год, положенных при рождении ребенка, можно ужаснуться – по сравнению с тем, что было в 2010 году, сумма уменьшается в 3 раза.

Учитывая широкий общественный резонанс по данному вопросу, правительство РФ не замедлило с ответом. В январе 2011 года Премьер-министр Владимир Путин указал, что новый вариант расчета социальных выплат будет пересмотрен, а решение будет таким: прежняя система выплат будет длиться до конца 2012 года, а за это время та система, которая предлагается законом N 343-ФЗ будет максимально либерализирована. А именно: периоды времени за 2 года, которые могут хоть как-то понизить общий доход женщины, учитываться не будут. Такое решение правительства было отражено в соответствующем Законе, вступившем в законную силу 28.02.2011 года.

Таким образом, состоянием на 2011-2012 г.г. российские женщины имеют следующий порядок расчета социальных выплат, начисляющихся в связи с беременностью, родами, а также пособий, которые выплачиваются по уходу за ребенком. Так, если временной период, на который попадает ваш отпуск по беременности, родам, уходу за ребенком, приходится на 01.01.2011 года – 31.12.2012 года, то пособия, которые вам положены, могут быть рассчитаны как по порядку, который действовал до 01.01.2011 года, так и по порядку, который вступил в силу после этой даты. Женщина выбирает сама, что ей более удобно.

Что касается порядка, который вступит в силу после окончания 2012 года, то есть, с 01.01.2013 года, то права выбора порядка расчета не будет иметь никто. Но к этому времени пособие, хоть и будет рассчитываться за 2 предыдущих календарных года, будет иметь принципиально новую базу для исчисления. Поэтому, как утверждает правительство РФ, беременные женщины и матери никоим образом не пострадают. Это заявление звучит обнадеживающе.

2. Возможные пути решения проблем социального страхования

Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС. Соответственно, Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:
1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;
2) ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида;
3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;
4) определении потребности системы ОСС в финансовых средствах;
5) изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;
6) создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и Обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.

Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

В этом контексте можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность территориальных фондов ОМС. Данное решение имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, оно позволяет снизить уровень административных расходов, с другой - возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.

Следует также иметь в виду, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенными изменениями в действующем законодательстве.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Реформированная система социальной защиты должна строиться на двух основополагающих принципах - на индивидуальной ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности.

В настоящее время при переходе России к более совершенной системе социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Каждая из сторон решает эти вопросы, исходя из собственных возможностей и интересов, при условии не только обеспечения прожиточного минимума, который позволит преодолевать жизненные трудности, но и согласования интересов всех субъектов взаимодействия на общем поле деятельности. Для этого необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и является социальное страхование.

Социальная политика должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей и задач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность, наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности населения.

Учитывая международную практику, а также отечественный опыт, можно предложить в качестве основных принципов социальной защиты работающего населения следующие:

– социальная ответственность государства и общества за бережное отношение к личности и защиту ее многочисленных прав, которые отражены в Декларации прав человека. Последняя, будучи принятой нашим государством, подлежит исполнению;

– социальная справедливость, т.е. обеспечение равных условий труда, его охраны, защиты здоровья и получения компенсаций достаточного уровня при утрате здоровья и трудоспособности, разного рода реабилитационной помощи;

– всеохватность и обязательный характер социальной защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация их уровня, открытость и доступность информации;

– многосубъектность социальной защиты. Ее субъектами являются государство, предприниматели, товарищества социального страхования, профессиональные организации трудящихся и другие организационные структуры, заинтересованные в социальной защите населения;

– солидарность субъектов социальной защиты в целях обеспечения ее наибольшей эффективности, многоаспектности и разнонаправленности, минимизации социальных и профессиональных рисков, оптимального распределения соответствующей финансовой нагрузки между участниками на основе заключения социальных договоров;

– разноадресность социальной защиты, ее различные формы и широкая степень охвата, начиная от гарантий для всех трудящихся и кончая обеспечением отдельных категорий населения, в том числе и отдельных лиц;

– экономическая и социальная свобода трудящихся в сочетании с их личной ответственностью за сохранение здоровья, трудоспособности, с правом объединения в союзы для обеспечения собственной защиты.

О взаимосвязи экономики и социальной сферы говорилось много и подробно, в том числе об их взаимном влиянии, поэтому развивать эту тему здесь вряд ли целесообразно. Отметим лишь, что координация мер по обеспечению экономической и социальной стабильности в обществе является одной из главных целей проведения государственной политики.

Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и анализировалась система социального страхования, оказываются тесно взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются там основой системы социальной защиты.

Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансового характера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышения защиты требуется «объединить институт возмещения ущерба, государственное социальное страхование и социальное обеспечение», при чем в последнее включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и «преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных случаев на производстве»

Многолетний мировой опыт показал, что реформу социальных служб следует считать неразрывной составной частью экономической и финансовой стратегии любого государства. Однако этим опытом пренебрегли сегодняшние реформаторы, которые упорно придерживаются старой последовательности: сперва рост, потом распределение; сперва прекращение инфляции, затем создание рабочих мест; сперва свободная торговля, потом индустриализация; сперва заплати, потом получи покупку.

Результаты такого подхода видны повсеместно: проблема занятости приобрела универсальный характер; дезорганизация жизни в городе и на селе привела к массовому обнищанию населения, росту профессиональных заболеваний, сокращению продолжительности жизни; социальное обеспечение и пенсионные фонды, где они существуют, постоянно испытывают финансовые затруднения, не говоря уже о чрезвычайно низком уровне соответствующих выплат по социальному страхованию

Заключение

В данной работе я постаралась приоткрыть давно интересующие меня вопросы несовершенства социального страхования в России, конечно идеальной и совершенной системы придумать не возможно, так как в любой системе может случится сбой который может привести к неизгладимым последствиям которые отразятся не только на государственных устоях а в большей степени на населении. Но в любом случае время не стоит на месте и по этому любую систему нужо совершенствовать устраняя главные и социально значимые проблемы которые беспокоят граждан живущих на данной территории, я считаю что каждый человек нашей большой непобедимой матушки России имеет право на достойные социальные выплаты.

Реформирование системы обязательного социального страхования должно осуществляться при соблюдении следующих важных принципов:

1) соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации;

2) четкое определение целей, задач и источников финансирования для различных видов социального страхования;

3) дальнейшее развитие страховых принципов;

4) развитие персонифицированного учета во всей системе социального страхования;

6) устранение дублирования функций;

7) создание условий финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования.

Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы обязательного социального страхования. Это предполагает, что Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить свои усилия на следующих направлениях:

1) провести анализ законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере социального страхования, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;

2) осуществить ревизию перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе обязательного социального страхования, и на этой основе подготовить предложения по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определить источники финансирования для каждого их вида;

3) осуществить меры, направленные на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствии с социально-экономическим положением страны;

4) определить потребности системы обязательного социального страхования в финансовых средствах,

5) обеспечить изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы ОСС;

6) создать условия для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС.

Кроме этого, необходимо осуществить ряд серьезных мероприятий по повышению эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков. Для этих целей в среднесрочной перспективе следует создать единую информационную базу по всем видам социального страхования. Осуществить меры, направленные на разработку системы присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.

Таким образом, будет окончательно сформирован персонифицированный учет всех застрахованных граждан. Это в свою очередь позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать более адресной систему социальной защиты.

В этом же направлении можно рассмотреть возможность организационного объединения всех социальных внебюджетных фондов в один. При этом необходимо учесть административно-организационную самостоятельность территориальных фондов медицинского страхования.

Данное решение имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, такое объединение позволяет снизить уровень административных расходов, но с другой возникает проблема обеспечения финансовой устойчивости единого фонда и соблюдения интересов страхователей, осуществляющих взносы на различные цели.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что решение об объединении внебюджетных фондов должно сопровождаться существенным изменением в действующем законодательстве.

Таким образом, государственная политика в области социального страхования заключается в следующем:

  1. государство создает правовую основу функционирования системы, взаимоотношений субъектов социального страхования;
  2. государство занимается внедрением нововведений, в том числе экономически выгодным инвестированием фонда, (частичной капитализацией) некоторой доли средств пенсионного страхования и введением персонального учета обязательных страховых взносов;
  3. при том, что право распоряжаться фондами переходит к страховым организациям, контроль за их деятельностью со стороны государства, в том числе правительства и парламента, сохраняется;
  4. государством должны быть разработаны действенные механизмы защиты средств страхования от инфляции;
  5. решение спорных вопросов в области социального страхования между его основными субъектами может рассматриваться социальными судами. Создание таких судов относится к компетенции государства.

Список использованных источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 8.12.2010г N 343-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
3. Конвенция о Международной Организации Труда N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», Женева от 4.06.52г.
4. Доклад Минтруда России «О реформировании системы обязательного страхования» от 15.02.2011г
5. Послание президента РФ Д.Медведева Федеральному собранию РФ 2011г.
6. Журнал «Финансовый менеджмент», статья «Социальное страхование в России: состояние и развитие» от 26.07.2011г Лумней Н.А. профессор; Степанова С.В. к.э.н..
7. Журнал « Вестник государственного социального страхования» 12.02.2012г
8. Журнал « Социальный мир» 01.02.2012г.
9. Журнал « Финансовый справочник бюджетной организации» статья « Пособия из средств государственного социального страхования: новые правила» от 19.05.2011г. И.Гейц
10. www.fss.ru – официальный сайт Фонда социального страхования РФ
11. www.vikipedia.ru – Википедия

Реферат на тему “Актуальные проблемы социального страхования России и возможные пути их решения” обновлено: 5 октября, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки. Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.

Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами, гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники - страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т. е., предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных. Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение).

Финансовые источники - страховые взносы самих работников (иногда в их пользу - работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан. Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты).

Финансовые источники - средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.

Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов. Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимозависимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объем индивидуальных взносов, т. е., на предварительный вклад застрахованного.

Тем самым принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности. Это ограничивает возможности системы в регулировании доходов, хотя и снижает последствия социального риска. Социальный риск-это риск внезапного возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб многим лицам одновременно. Современная реакция на риски - страхование, суть которого в объединении рисков. Существует два основных вида страхования:

  • - осуществляется частными компаниями (добровольное);
  • - осуществляется государством (принудительное).

Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным страхованием:

  • 1. то и другое предполагает перераспределение доходов;
  • 2. то и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости;
  • 3. то и другое имеют поля пересечения.

Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:

  • - помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;
  • - помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;
  • - размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;
  • - величина помощи зависит от потребностей получателя.

Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант.

Этот способ оказывается, однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т. к., размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:

  • - социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;
  • - социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения.

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата.

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня.

В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц.

Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т. к., они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области.

Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:

  • 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

С переходом к рыночной экономике будет значительно возрастать армия безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т. д.

Это требует от руководства проведения активной социальной политики на уровне государства, предприятий. Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, роста цен. Основными принципами проведения социальной политики являются:

  • 1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
  • 2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
  • 3) выдача помощи на случай безработицы;
  • 4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
  • 5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
  • 6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Проблема социальной защиты населения по разному решается в рамках той или иной социально-экономической формации, конкретной страны. При переходе России к рыночной экономике основная тяжесть социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается роль рыночного механизма в проведении такой политики.

Следуя статье 25 «Декларации прав человека», современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независящих от человека обстоятельствах. Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации, и функции предоставления социальной поддержки. Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.

В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%.

В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей. Пособие по безработице предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150 дней за год и 91 день страхования.

В Великобритании берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26. В России, несмотря на существование, довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т. д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет. Важным звеном социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства поступают от государства.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения, повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества, организация нового механизма финансирования социальной сферы, т. е., переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения.

Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи.

Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование. В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов, т. е., увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений. Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

  • 1. стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
  • 2. погашение задолженности работникам по заработной плате;
  • 3. расширение источников финансирования социальных услуг;
  • 4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  • 5. введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения. социальный экономика рыночный
  • 8. Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
  • 10. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • 12. Права граждан на социальное обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции рф
  • 13 Стратегия реформы пенсионной системы
  • 14 Общая характеристика н.П.А. ,регулирующих пенсионное обеспечение
  • 15 Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями
  • 16 Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
  • 17 Понятие трудового стажа и его классификация
  • 18 Страховой стаж и его юридическое значение
  • 19 Общий трудовой стаж: понятие и юр значение
  • 20 Специальный трудовой стаж: понятие и юридическое значение
  • Виды спец-го стажа:
  • Иные периоды спец. Стажа:
  • 21. Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж
  • 22 Доказательства трудового стажа
  • 23 Установление стажа по свидетельским показаниям
  • Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
  • 25 Досрочные пенсии по старости при неполном специальном стаже
  • 28 Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами
  • 29 Досрочные Пенсии по старости в связи с работой по определенной профессии с повышенным эмоциональным,умственным и нервным напряжением
  • 31 Размеры трудовой пенсии по старости и порядок их определения
  • 34 Условия назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим и прировненных в пенсионном обеспечении к военнослужащим.
  • 36. Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающих пенсионеров
  • 38 Условия, определяющие право на трудовую пенсию по инвалидности
  • 39 Размер трудовой пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
  • 40. Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов, из числа военнослужащих; Размеры пенсии.
  • 41 Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца
  • 43. Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • 46. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий; индексация пенсий.
  • 48. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
  • 49. Выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф.
  • 52. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсии, по вине которых недополучена пенсия.
  • 53. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 54. Виды страхового возмещения и их размеры.
  • 55. Порядок назначения и выплаты страхового возмещения
  • 56. Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия.
  • 57. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.
  • 58. Размеры пособия по временной нетрудоспособности.
  • 59. Пособия по беременности и родам.
  • 60 Ежемесячные пособия на детей в возрасте до 18,учащиеся до 18 лет
  • 61. Размеры пособий на детей и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • 64 Социальное Пособие на погребение.
  • 65 Компенсационные выплаты:понятие и основания для их получения
  • 66. Государственная социальная помощь. Едв.
  • 68. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медико - социальной помощи.
  • 69. Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
  • 72. Социальное обслуживание семей с детьми
  • 72. Социальное обслуживание семей с детьми.
  • 73 Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов(этот вопрос она вычеркнула из списка)
  • 76. Льготы по системе социального обеспечения.Виды льгот, круг лиц, имеющих право на льготы
  • Вопрос №1. Право человека на социальное обеспечение в международных актах.

    Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса человеческой цивилизации.

    «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозгласила наряду с политическими и личными правами – право каждого человека на «такой жизненный уровень», включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи.

    К числу основных Генеральная Ассамблея отнесла право на социальное обеспечение. Принятие декларации означало, что большинство стран мира брали на себя обязательство предоставить эти права своим гражданам или подтвердить их представление.

    Положения Декларации нашли продолжение в некоторых других международных документах, например, в «Европейской социальной хартии», принятой Советом Европы в 1961 году. В Хартии перечислялись 19 социальных прав, в том числе на защиту здоровья, социальную помощь, социальное страхование, правовую, экономическую защиту и др.

    Социальные права занимают определенное место в конституциях некоторых экономически развитых стран, в частности Франции, Италии, Японии, Германии и ряда других.

    Так в конституции Франции, принятой в 1946 году – записаны права на социальное обеспечение граждан. В конституции Японии, принятой в 1947 году записано право граждан на поддержание минимального уровня жизни. «В всех сферах жизни, – отмечается в этой конституции государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия».

    В конституциях ряда стран право на социальное обеспечение упоминается, но при этом предполагается, что провозглашение политических и личных свобод, уже в том общем виде, в каком они содержатся в Декларации прав человека и гражданина» служит достаточным основанием для обеспечения прав в социальной и социально-экономических сферах.

    Среди международных актов, подтверждающих право человека на социальное обеспечение: «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Эти документы все ратифицированы нашей страной в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона «О Международных договорах Российской Федерации» и являются действительными для Российской Федерации.

    2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития

    Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Виды социального обеспечения - предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения. Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель: оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации; обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях). Виды социального обеспечения делятся на две группы: Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Соц-обесп.содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов. Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

    ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

    К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Н.В. ШАКУН

    соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

    Аннотация. Рассматриваются проблемы реформирования системы обеспечения и механизмов реализации социальных прав человека и гражданина в современной России.

    Ключевые слова: социальные права, социальное обеспечение, социальная защита, социальное обслуживание, социальные системы.

    THE PROBLEM OF PROVIDING AND REALIZATION OF THE SOCIAL RIGHTS IN THE PERSON AND THE CITIZEN OF MODERN RUSSIA

    competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

    Summary. Problems of reforming of system of providing and mechanisms of realization of the social rights in the person and the citizen of modern Russia are considered.

    Key words: social rights, social security, social protection, social service, social systems.

    В настоящее время в России проводятся крупномасштабные преобразования сложившихся еще в советский период «социальных систем» - системы социального обеспечения, системы социального страхования, системы образования, системы здравоохранения и т.п.. Основная цель данных социальных реформ, как неоднократно было заявлено идеологами и руководителями данных преобразований, - более полное и эффективное обеспечение реализации общепризнанных социальных прав человека в РФ1.

    Однако, уже первичный анализ этих преобразований в социальной сфере показывает, что они проводятся под давлением, в основном, экономических и, отчасти, политических факторов (недополучение поступлений в бюджет, а также на счета Пенсионного Фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, завышенное количество «льготников»).

    В этой связи выглядят небезосновательными утверждения многих специалистов и ответственных лиц о том, что в социальной области много иждивенчества и откровенного обмана со стороны самих граждан, например, это - «липовая инвалидность» (число официально признанных инвалидов за по-

    следние 15 лет выросло почти на 60%, хотя за этот период времени и трудовая занятость, и травматизм в абсолютных цифрах не только не выросли, но даже уменьшились) или бесплатный проезд «на лечение» для некоторых категорий льготников. Что касается социальных целей этих реформ, то они осуществляются не в полной мере и весьма противоречиво. Об этом свидетельствуют: а) материалы СМИ, в том числе иностранных изданий; б) выступления экспертов; в) заявления политических оппонентов; г) признания некоторых представителей власти о том, что текущие результаты проводимых социальных реформ если не в целом, то в своих частностях не отвечают заявленным целям2.

    Показательна в этой связи оценка начатых реформ, выраженная в решениях съездов Федерации Независимых Профсоюзов России, согласно которым проводимая государством социальная политика не имеет системного характера, не способствует достижению главной цели по реализации конституционных прав граждан на социальную защиту, обеспечение достойного уровня жизни людей, не соответствует ряду международных норм и конституционному статусу России как социального госу-

    ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Актуальные проблемы конституционного права

    дарства. Целью Правительства Российской Федерации в социальной сфере были не стратегические задачи улучшения уровня и качества жизни людей, а инициативы и проекты, направленные на решение сиюминутных проблем путем перераспределения средств, сокращения уровня и объемов социальных гарантий трудящимся, переноса тяжести социальной защиты с государства на плечи работающих граждан без создания условий для повышения их заработной платы и доходов3.

    Что касается причин неоднозначных итогов проводимых у нас социальных реформ, то специалисты предлагают в этой связи множество самых разных объяснений - от чисто технических («недостаточно проинформировали население» или «не успели подсчитать всех льготников»4) и экономических до политических и сугубо психологических («люди привыкли получать льготы» и т.п.). Чтобы выбрать из этого разнообразия наиболее важные и фундаментальные, обратимся к истории реформ в России. Как известно, история большинства из них (начиная с Петра I) показывает, что в таком огромном государстве, как Россия, любые преобразования могут быть успешными (результативными и целенаправленными) только тогда, когда они носят: 1) системный характер и, следовательно, ясны для всех, или, по крайней мере, очевидны; 2) прогнозируемы для конкретного человека, для данной семьи. Первое условие обеспечивает государственным новациям стабильное и долговременное существование в общественном «теле», второе - придает им жизненность, легитимность. Иначе говоря, и государственная власть, и само население должны понимать как общий смысл реформ, так и их конкретные последствия для каждого - по крайней мере, на уровне понимания грядущих изменений с точки зрения субъективных интересов и самочувствия, т.е. в виде самооценки.

    Требование системности применительно к проводимым в современной России реформам определяется не только историческими примерами, указанными выше, но и, в первую очередь, проистекает из сложности самого предмета преобразований - речь идет о унаследованной от советской эпохи системы социальной защиты (системы социального обеспечения, пенсионной системы и т.д.), которая уже «не вписывается в новые экономические и управлен-

    ческие реалии и в отрыве от них продолжать быть эффективной просто не может»5. Данная сложность характеризуется, в частности, многоуровневостью и многофункциональностью этих систем. Например; а) субвенции на приобретение жилья социально-нуждающимися («малоимущими») гражданами направляются из федерального центра по заявке, подготовленной и утвержденной на уровне правительства субъекта РФ; б) аналогично, компенсационные выплаты по уходу за ребенком до трех лет нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, будут выплачивать не органы социальной защиты, а Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (впрочем, обращаться за получением выплат по-прежнему надо в органы соцзащиты, а уже они передадут информацию в Федеральное агентство)6; в) в иных случаях социальная помощь государства осуществляется более непосредственно - скажем, при взаимодействии федерального центра и органов местного самоуправления, при этом такая помощь оказывается в безналичной денежной форме, что усиливает, очевидно, ее адресность; такой порядок оказания социальной помощи предусмотрен, в частности, Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков7.

    Согласно итогам переписи населения, средняя продолжительность жизни у мужчин в РФ составляет 58 лет (т.е. он меньше даже общего пенсионного возраста!), а у женщин - 72 года8 и т.д.). Таким образом, проводимые с начала 2000-х годов реформы должны осуществляться не по принципу «от достигнутого» (что было характерно для социалистических преобразований в социальной сфере в 1920-1980-е годы) и не по принципу политической или экономической целесообразности (что было характерно для «волюнтаристских» начинаний 1990-х годов); актуальным предстает конституционный принцип приоритета прав человека по отношению к деятельности государства: как известно, Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина составляют смысл и содержание законодательства и деятельности России как демократического правового государства (ст. 1 ч. 1 и ст. 15 ч. 3). Отсюда следует, что и социальные права личности обладают первичностью по от-

    ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Актуальные проблемы конституционного права

    ношению к данным и грядущим реформам, затрагивающим различные области социального бытия человека.

    Уже анализ общих характеристик существующих социальных комплексов, обслуживающих посредством выше названных организационно-правовых форм процессы обеспечения реализации социальных прав человека в РФ, свидетельствует о наличии ряда проблем системно-логического характера.

    Данные нормативно-правовые комплексы занимают неоднозначное место в системе российского права (законодательства). Можно выделить несколько таких особенностей. Так, согласно Общеправовому классификатору отраслей законодательства, некоторые из таких нормативно-правовых комплексов образуют самостоятельные отрасли российского права (законодательства): например, отраслью являются право (законодательство) социального обеспечения и право (законодательство) по охране здоровья9. Другие из указанных нормативно-правовых комплексов является подотраслями вышеназванных отраслей российского права; например, это относится к праву пенсионного обслуживания, которое, - наряду с правом социального обслуживания, образует отрасль - право социального обеспечения. Следовательно, нормативно-правовой комплекс, обслуживающий систему социальной помощи, можно квалифицировать как подподотрасль или подотрасли - права социального обслуживания. Особую группу - межотраслевых правовых институтов социально-правовой направленности - образуют нормативно-правовые комплексы типа права социальных привилегий10. Наконец, как отмечает в этой связи Т.К. Миронова, уже сейчас элементы социального права содержатся («разбросаны») практически во всех отраслях российского права11.

    Кроме того, отрасли и подотрасли, обслуживающие вышеназванные социальные системы, по своему предмету, методу и нормативному содержанию не являются типичными - замкнутыми отраслями или подотраслями. В некоторых из них преобладают нормы, относящиеся к другим отраслям российского права; в частности, к жилищному праву или образовательному праву. Так, согласно распространенной точке зрения, социальные нормы в сфере образования представлены лишь в отношении льгот

    для некоторых категорий абитуриентов и социальных стипендий. Следует согласиться с этим мнением, поскольку эти отношения (в области социальной поддержки и защиты данных групп социально-уязвимых лиц) будут урегулированы на основе специфического метода отрасли социального права, тогда как остальные отношения (по поводу реализации образовательных программ и т.д.) по-прежнему будут регулироваться посредством методов, характерных для отрасли образовательного права.

    Реально неоднозначным и, следовательно, спорным для понимания является соотношение между некоторыми системами обеспечения социальных прав, упомянутыми выше. Эта сложность (и трудность) возникает прежде всего в отношении системы социального обеспечения и ее связи с системой социального страхования. Можно выделить несколько позиций, представленных на этот счет в современной научной литературе. Основные из них следующие: социальное обеспечение является самостоятельной системой оказания социальной помощи (включая пенсии) и услуг и одновременно - рядоположенной отраслью российского права по сравнению с социальным страхованием, различие между которыми сводится не только к различным принципам и организационно-правовым формам, но к различным источниками и формам финансирования социальной защиты: в первом случае финансирование осуществляется из государственных бюджетов и фондов, во втором - из общественных накопительных фондов (возможно, при участии государственных страховых фондов)12; социальное страхование выступает лишь особой организационно-правовой формой и способом аккумуляции финансовых средств для оказания в дальнейшем - в рамках системы социального обеспечения, системы охраны здоровья и т.д. - мер социальной поддержки и защиты13; социальное страхование рассматривается как подсистема (как одна из организационно-правовых форм) системы социального обеспечения, в рамках которой (последней) материальные и иные блага предоставляются на страховой или нестраховой основе14.

    Имеет место дублирование и, следовательно, двойственность в отнесении конкретных видов социального обслуживания - к той или иной системе обеспечения реализации социальных прав человека.

    ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Актуальные проблемы конституционного права

    Многие денежные выплаты, имеющие одно и тоже наименование (например, «пособие») относятся законодателем к разным системам (подсистемам) - или системе социального обеспечения, или к системе социального обслуживания, или к системе социальной помощи. Так, в литературе была высказана точка зрения15 о том, что социальной помощью по своей сути являются единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, а также пособие на погребение, хотя, по законодательству, эти пособия относятся к видам социального обеспечения. Как отмечает в этой связи Деркачева Т. В., данное мнение недостаточно обосновано, поскольку «категории малообеспеченных лиц указаны в нормативном порядке без требования об оценке материального положения семьи»16 (что составляет один из признаков мер социального обеспечения).

    Весьма важным в отношении сложившихся систем обеспечения социальных прав личности в РФ является их слабовыраженная связь и зависимость от содержания основных социальных прав человека. Действительно, сами принципы оказания социального содействия, реализуемые в деятельности данных систем зачастую недостаточно соотносятся как с абстрактно-нормативным смыслом (содержанием), так и целевыми особенностями общепризнанных социальных прав личности. Так, коррелятивные - основным целям социальных прав - функции обеспечения этих прав, как показал предшествующий теоретический анализ, лишь частично совпадают с основными понятиями и официальными принципами, характеризующими функциональную направленность систем, призванных обеспечивать реализацию социальных прав человека (гражданина) в РФ. Действительно, важнейшие целевые (точнее - функциональные) характеристики систем, действующих в нашей стране, - это «социальная защита17», «социальное обеспечение», «социальное обслуживание», «социальная помощь (поддержка)». Однако, в легальных определениях этих базисных понятий законодатель делает акцент преимущественно на характеристике гарантированных государством мер, в то время как целевой аспект в них выражен слабо.

    Так, целевая направленность официального понятия «социальная защита» сводится по сути к «преодолению трудных жизненных ситуаций».

    В научной же литературе само понятие «социальная защита» трактуется крайне неоднозначно; так В.П. Юдин отмечает: «это связано еще и с тем что на сегодня термин социальная защита не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема со-держания»18 и по своему содержанию сводится по сути к семи основным видaм социальной защиты; это: 1) медицинское обслуживание; 2) пособие по безработице; 3) пенсии по старости; 4) пособия по производственному травматизму; 5) пособия по беременности и родам; 6) пособия по болезни; 7) семейные пособия. Как отмечает в этой связи В. Можаев, данная конвенция, конечно, не охватывает все социальные проблемы, требующие социальной защиты граждан19. Целевой смысл этих социальных мер, таким образом, конкретизируется на уровне понимания социальной защиты как особой государствендай деятельности, направленной на восстановление условий и возможностей для реализации человеком своих социальных прав, нарушенных обстоятельствами, которые входят в категорию «социальный риск». К числу официально признаваемых социальных рисков обычно относятся: болезнь, материнство, содержание детей, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, беременность и роды, смерть (скажем, близкого родственника), социально-вредные последствия различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

    В отсутствии официального определения понятия «социальное обслуживание» следует обратиться к разнообразным дефинициями, которые представлены в научной и учебной литературе; при этом их целевой аспект также заявлен недостаточно явно и весьма неоднозначно. Данный аспект удостоверяется, например, формулой «обеспечение общественного статуса нетрудоспособных и других социально ослабленных групп населения»20. Не потеряло теоретического значения для обсуждаемого вопроса и суждение Л.В. Забелина о том, что задача социального обеспечения - это преодоление «социальной необеспеченности», связанной с покрытием не только текущих расходов работника, но и расходов, возникающих по причине заболевания, безработицы, инвалидности старости и т.д.21. В.Ш. Шайхатдинов аналогично, считает, что соци-

    ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

    Актуальные проблемы конституционного права

    альное обеспечение сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода, либо повышенные расходы, малообеспечен-ность или бедность22.

    Что касается официального понятия «социальное обслуживание», то целевой аспект этого понятия связывается, прежде всего, с «целью социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в

    трудной жизненной ситуации23.

    Итак, приходится констатировать, что существуют значительные отклонения реальных систем обеспечения социальных прав от теоретической модели, основанной на анализе природы социальных прав человека. В частности, основные понятия и принципы деятельности таких систем, сложившихся к настоящему времени в РФ, - системы социального обеспечения и т.п. - не полностью реализуют необходимые функции и, тем самым, слабо учитывают разную целевую направленность социальных прав личности. Представляется, что, нужны мероприятия в пользу усиления системных начал в деятельности государства и общества по содействию реализации социальных прав человека в РФ, что может найти свое выражение в формировании особой системы конституционно-правового механизма обеспечения социальных прав человека.

    1 См.: Стенографический отчет о встрече Президента РФ В. Путина с участниками Международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмер-ка-2006» (материал представлен на интернет-сайте http:// civilg8.ru)

    2 См.: Гонтмахер Е. (вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей). Государство недостаточно эффективно выполняет социальную функцию // Российская газета. 2006, 8 августа; Смольякова Т. Михаил Зурабов признал ошибки и пообещал их исправить // Российская газета. 2005, 24 января; СедерлёфЯлте С.А. Россия: записка о системе социальной защиты // Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России. Материалы Международной конференции. М., 2000; и др..

    3 См.: «Об отношении к социальным реформам» - материалы взяты из рубрики Социальные гарантии с интернет-сайта ФНПР: http://www.fnpr.ru.

    4 См.: Иванова В. заявление депутата Государственной Думы РФ 25 января 2005 г. «реестр льготников по стране не сошелся на 2 миллиона человек» (см. интернет-сайт: http:// lenta.ru/russia/2005/01/25/privilege/).

    6 См.: Постановление Правительства РФ «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации» № 472 от 4 августа 2006 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 июля 2008 г. № 423).

    7 См.: Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» № 428 от 13 июля 2005 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 9 октября 2005 г. № 671, от 26 января 2006 г. № 44, от 29 апреля 2006 г. № 262, от 15 ноября 2006 г. № 688, от 14 ноября 2007 г. № 778, от 1 октября 2008 г. № 734, от 27 янгваря 2009 г. № 36).

    8 См.: Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М.: Кросс, 2003. С. 8-9.

    9 См.: Указ Президента Российской Федерации «О классификаторе правовых актов» № 511 от 15 марта 2000 г. (в ред. Указов Президента РФ от 5 октября 2002 г. № 1129, от 28 июня 2005 г. № 736).

    10 См.: ФЗ РФ № 12-ФЗ от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (в ред. Федеральных законов от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ).

    11 См.: Миронова Т.К. Социальная защита в России, С. 252.

    12 См.: Миронова Т.К. Социальная защита в России, С. 252 и др.

    13 См.: Мамут Л. Легальное и правовое в социальной деятельности государства // Конституционное правосудие и социальное государство. Сб.докладов. М., 2003. С. 17-27.

    14 См.: Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть). Уч.пос. Ярославль, 1997. С. 53-55; Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения // Государство и право на рубеже веков./ Мат-лы Всероссийской конференции. 2-4 февраля 2000 г. М., 2001. С. 165.

    15 См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.Б. Право социального обеспечения. Уч. 3-е изд. М., 2001. С. 240.

    16 См.: Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты). Автореф. дисс.... к.ю.н. М., 2002. С.15.

    17 См.: Конституции РФ - в ст. 7 ч. 2.

    18 См.: Юдин В.П. Социальная защита: понятие сущность границы. Казань. 1995. С. 4.

    19 См.: Конвенция МОТ №102 «O минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.); Можаев В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. 1996. № 1.

    20 См.: Харин К.С. Право социального обеспечения. Уч. пос. Ч. 1. / СПбГУУАП. СПб., 2000. С. 9.

    21 См.: Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. М., 1924. С. 45.

    22 См.: Шайхатдинов В.Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России. Социальная защита населения в регионе. Учебное пособие. Екатеринбург. 1999. С. 57.

    23 См.: ФЗ РФ № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 10 июля 2002 г. № 87-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    Загрузка...