Портал для мам - Дом ответов

Привязанность матери и младенца психология. Привязанность в жизни мамы и малыша: как сформировать и укрепить. Как создать правильные воспитательные установки

Экология жизни. Дети: Именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ...

Исследования привязанности начались с теории Фрейда о любви, но отцом теории привязанности принято считать другого исследователя.

Джон Боулби, посвятив привязанности обширные исследования, охарактеризовал её как «устойчивую психологическую связь между людьми». В дополнение к этому он счёл, что привязанность имела важное значение для эволюции: она помогала выжить.

«Склонность образовывать сильные эмоциональные связи с другими есть основной элемент человеческой природы» (Боулби, 1988).

Какой бывает привязанность у детей

У младенца возникновению привязанности способствует врождённая необходимость связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических потребностей в тепле, пище, физической защите.

Не менее важным для нормального развития ребёнка и его привязанностей является психологический комфорт , который формирует у ребёнка чувство защищённости и доверия к окружающему миру.

Таким образом, именно благодаря формирующейся привязанности ребёнок приспосабливается к матери, к её реакциям, а у матери в ответ на демонстрацию «отношенческой» активности младенца формируется устойчивая привязанность к нему с адекватным желанием заботиться о ребёнке.

Этот постулат описывает значимость зрелости материнского поведения, как основы формирования привязанности у ребёнка, что равноценно базису его психического здоровья.

Именно поэтому так важен опыт первого года жизни, он является определяющим для психологического, социального и личностного развития ребёнка на протяжении всей его дальнейшей жизни в результате закрепления чувства экзистенциальной безопасности и навыков решения сложных ситуаций и является основой психического здоровья растущей личности.

Ниже будут приведены основные стили привязанности , но важно оговориться, что стили привязанности, сформированные в детстве, не обязательно идентичны тем, что проявляются во взрослой жизни, здесь большую роль играет промежуточный опыт и то, каким он будет у человека.

Надежный стиль

Дети с этим стилем привязанности обычно сильно расстраиваются, когда их покидают взрослые, и счастливы, когда те возвращаются. Когда они напуганы, то будут искать утешение именно у взрослых. Несмотря на то, что эти дети могут утешиться в присутствии других людей, они явно предпочитают родителей незнакомым людям.

Родители детей с надёжным стилем привязанности, как правило, больше играют со своими детьми. Кроме того, эти родители более оперативно реагируют на потребности своих детей, чем родители детей с избегающим стилем.

Исследования показали, что дети с надёжным стилем менее разрушительны, менее агрессивны и проявляют большую зрелость, чем дети с тревожно-амбивалентным или избегающим стилем привязанности.

Тревожно-амбивалентный стиль

В процессе диагностики видно, как такие дети очень сильно огорчаются после ухода матери, а после её возвращения цепляются за нее, но практически сразу же её отталкивают.

В незнакомой ситуации эти младенцы держатся близко к матери, беспокоясь по поводу её местонахождения, при этом практически не занимаются исследованиями пространства.

Они приходят в крайнее волнение, когда мать покидает комнату, и проявляют заметную амбивалентность по отношению к ней, когда она возвращается (то приближаясь к ней, то сердито отталкивая её).

Амбивалентность взаимоотношений с матерью проявляется в том, что ребёнок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому - «привязанность–отвержение» - попеременно, а иногда практически одновременно.

Часто такая форма поведения приобретает черты негативной невротической привязанности, когда ребёнок постоянно, но неосознанно «цепляет» родителей, стараясь раздражать их и провоцируя родителей на наказания, в поиске «суррогата» привязанности, эрзац-внимания: необходимости разрешать постоянно возникающие проблемы вследствие неадекватного поведения ребёнка.

Такой тип привязанности формируется в результате пренебрежительно-гиперопекающего типа воспитания.

Амбивалентный, тревожно-сопротивляющийся тип привязанности характерен для детей, чьи родители непоследовательны. Они то «заласкивают» ребёнка, то взрываются, обижают его, часто несправедливо наказывают, бьют, делая и то, и другое бурно и без объективных причин. Этим родители (преимущественно мать, так как отец часто в таких случаях либо отсутствует, либо не принимает участия в непосредственном воспитании ребёнка) лишают ребёнка возможности как понять родительское поведение и приспособиться к нему, так и осознать родительское отношение к себе.

Избегающий стиль

Дети с избегающим стилем привязанности стремятся избегать родителей и воспитателей. Это избегание часто особенно заметно после периода разлуки.

Эти дети не способны отказаться от внимания родителей, но и не ищут заботы или контакта.

Дети с избегающей привязанностью не оказывают предпочтения родителям перед совершенно незнакомым человеком.

В зрелом возрасте они, как правило, испытывают трудности с интимными и близкими отношений. Эти люди не вкладывают эмоции в отношения и мало огорчаются, когда они заканчиваются. Они часто избегают близости с помощью отговорки (например, работы) или могут фантазировать о других людях во время секса.

Исследования также показали, что взрослые с избегающим стилем привязанности более склонны к случайному сексу; они неспособны поддержать партнеров в стрессовых ситуациях, разделить с ними чувства, мысли и эмоции.

Дезорганизованный стиль

Дети с этим стилем привязанности выказывают отсутствие чёткой модели поведения. Их действия и ответы на поведение воспитателей часто непредсказуемы - они могут как избегать контакта, так и оказывать сопротивление. Эти дети часто смущены присутствием взрослого или выказывают опасение.

Мэйн и Соломон (1986) предположили, что фактором, определяющим формирование этого стиля привязанности может быть непоследовательность со стороны родителей, жестким воспитанием или физическими наказаниями.

Позже Мэйн и Гессе (1990) утверждали, что такие родители своим поведением вызывают в ребёнке страх и неуверенность: когда ребёнок чувствует одновременно заботу и угрозу со стороны родителей, он начинает путаться.

Вплоть до середины 20-го века общество не придавало большого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Поэтому вполне нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.

В 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и матерью – или другим человеком, который осуществляет постоянную заботу о малыше, – с момента рождения формируются особые, очень важные, отношения. Это отношения привязанности – глубокой эмоциональной связи между . Они закладывают фундамент для будущей в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

То, насколько здоровая привязанность сформируется у ребенка к его «главным взрослым», во многом определяет качество его будущих отношений на протяжении всей жизни.

В этой статье Я – Родитель расскажет о том, какие основные этапы развития проходят отношения привязанности, и что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку благополучно повзрослеть.

Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. Лучшим временем для установления связи с ребенком считаются первые сутки его жизни. Важно, чтобы родители провели с ним как можно больше времени в этот первый день, держали на руках, прикасались, смотрели в глаза. Завершается этап соединения с родителем в возрасте 9-12 месяцев, когда ребенок отделяется от мамы и начинает активно передвигаться самостоятельно.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в таком случае, – сначала помочь самому себе.

Анна Кольчугина

Кажется, малыш увлекся игрой и можно спокойно заняться обедом, но только вы выходите из комнаты, как ребенок сразу же начинает вас искать, а затем — плач, истерика и снова игра вместе. Или же вам срочно надо выбежать в магазин, а чадо закатывает концерт, что он не останется с папой, ему нужна только мама. Что же делать, когда ребенок слишком привязан к маме? Как ослабить детскую хватку?

Стоит относиться к сильной привязанности малыша к маме с пониманием. Ведь совсем недавно, каких-то пару лет назад, вы с ребенком были единым целым, в первый его год постоянно приходили на крик, второй год не отпускали от себя ни на шаг, оберегали карапуза от возможных неприятностей. Поэтому такую сильную любовь малыша к маме стоит воспринимать с огромной радостью. В недалеком будущем он станет стесняться показывать свою любовь. А ко всему прочему, доказано, что дети, сильно привязанные к маме в раннем возрасте, впоследствии гораздо быстрее становятся самостоятельными.

Начальные этапы самостоятельности

Многие детские психологи советуют приучать ребенка к самостоятельности в раннем детстве. Для этого в зоне игр и познаний нужно убрать все опасные предметы (острые ножницы, мелкие детали, лекарства и тому подобное), острые углы закрыть накладками, на ящиках установить фиксаторы, на двери — блокираторы. В первую очередь, все это делается для вас. Так вы сможете быть спокойны, что малыш не поранится, и во время первых передвижений крохи по квартире не будете волноваться за его безопасность. Конечно, вы будете наблюдать за процессом, но очень-очень тихо и незаметно.

В декретном отпуске мамы всю себя посвящают ребенку. И это правильно! Но стоит подумать, что в три года малыш пойдет в детский сад, и ему очень сложно будет привыкать к новому образу жизни без мамы. Для того чтобы не столкнуться с кризисом адаптации и безмерной привязанностью малыша, ребенка желательно оставлять с кем-нибудь из родственников на недолгое время. Сначала на 15 минут и постепенно увеличивая интервал. Со взрослым ребенком предварительно перед уходом поговорите, объясните, зачем вы уходите и во сколько вернетесь, успокойте его. Но! Важно не затягивать расставание, иначе малыш может просто-напросто не отпустить вас, а расплакаться.

Как показывает моя практика с родственниками, все очень и очень неоднозначно. Мой ребенок с годика оставался с бабушкой и дедушкой наедине. Моего отсутствия он практически не замечал. Отпускал спокойно, встречал, как будто я и не уходила. Признаться, меня это расстраивало почти до слез. Ну, как так, я ведь мама! После полутора лет он уже стал бежать ко мне на встречу, но уходил так же весело, как и раньше. А вот после двух появилось собственническое отношение ко мне. «Моя мама», «мама, пошли», «мама?» - основной словарный запас. Малыш никуда не хочет уходить без меня, постоянно проверяет, где я, требует моего внимания, хотя я почти 24 часа в сутки рядом с ним: играю, развлекаю, учу, развиваю, кормлю и тому подобное. Во время его бодрствования мое время полностью посвящается ему. И вот скоро в сад, и мне сложно даже представить, что нас ждет. Поэтому могу сказать, что все детки индивидуальны, и нет панацеи от детской привязанности. Но существует несколько советов для решения проблемы или хотя ослабления детской хватки.

Родительские хитрости

Некоторые дети все больше привязываются к маме, ища защиты от внешнего мира. Поэтому так важно создавать в семье атмосферу спокойствия и уюта. Желательно, чтобы все члены семьи были дружелюбны друг к другу. Дети, как губка, впитывают все эмоции взрослых и отдают их затем нам в двойном-тройном размере.

Вовлекайте ребенка в общение со сверстниками во дворе или в развивающих центрах, на творческих мастер-классах или праздниках. Общаясь на равных с другими детьми, малыш узнает прелесть «свободы» от взрослого мира, научится обходиться без мамы.

Возвращаясь домой, даже после мимолетного отсутствия обнимайте своего ребенка. Обязательно расскажите малютке, как вы скучали по нему и думали о нем все это время. Малыш должен знать, что вы его любите, даже когда не рядом с ним.

Если же даже после всего испробованного ребенок не желает с вами расставаться, может, он просто не готов к этому. И вам стоит повременить с выходом на работу. Главная причина - вы необходимы своему малютке прямо здесь, прямо сейчас. Ваше отсутствие, тем более длительное, 8-часовое, может стать для малыша серьезной психологической травмой и привести к проблемам в будущем.

А может, вы и сами не хотите с ним расставаться? Понаблюдайте за собой. Может, вы пытаетесь всегда быть рядом с ребенком и даже во время отсутствия звоните несколько раз в полчаса, чтобы узнать, как у него дела? Или устраиваете видеоконференцию по скайпу, чтобы убедиться, что он не поранился? Если так, то вашему ребенку будет очень сложно научиться с вами расставаться и справляться с негативными эмоциями по поводу вашего отсутствия.

Главное же правило гласит: будьте внимательны к своим детям и старайтесь действовать по ситуации. Все дети привязаны к своим мамам в той или иной степени, кто-то больше, кто-то меньше. Но практически у всех карапузов с возрастом такое проявление любви исчезает. И, возможно, в скором времени вы будете мечтать, чтобы ваш малыш обнял вас, поцеловал или просто три минуты посидел у вас на ручках. Цените каждую минуту, проведенную вместе.

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ И ОБРАЗ СЕБЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Н.Н. АВДЕЕВА

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 96 - 03 - 04496.

Изучение привязанности ребенка к матери одно из ведущих направлений зарубежной экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. В русле этологического подхода связь мать - дитя трактовалась как форма запечатления, были получены доказательства того, что взаимодействие матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают влияние на последующее общение . В частности, было показано, что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря наличию взаимодействия в первые часы жизни ребенка, а разлука матери и ребенка в этот период может привести к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р.Шеффер обратил внимание на то, что новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности устанавливать эмоциональную связь с кемлибо. Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или комунибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это - гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания.

Основным результатом взаимодействия матери и младенца Дж.Боулби считает появление у младенца эмоциональной привязанности, заставляющей ребенка жаждать присутствия матери, ее ласки, особенно если он встревожен или испуган. В первые 6 мес. привязанности младенцев носят диффузный характер; после начинает явно проявляться привязанность к определенным

людям, обычно первым объектом привязанности является мать .

Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка , . Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации , . Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку , , .

В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И.Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к взрослому рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания , . В работе С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие системы аффективноличностных связей ребенка со взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативноличностном общении и являются основным психологическим новообразованием этого возраста . Другим важнейшим продуктом общения, также зависящим от характера, содержания общения является образ себя ребенка , .

Целью настоящего исследования было установление связи между привязанностью ребенка к матери и его образом себя. В качестве объекта исследования выступала пара мать - ребенок. В задачи исследования входили: изучение образа себя ребенка, типа его привязанности к матери, образа себя матери, ее представления о ребенке, а также оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней.

Таким образом, в паре мать - ребенок изучались психологические характеристики обоих партнеров с целью выявления дополнительных (помимо содержания взаимодействия и общения) параметров, влияющих на развитие образа себя ребенка и его привязанности к матери.

В исследовании использовались четыре группы методик, направленных на изучение: 1) образа себя ребенка, 2) типа аффективной привязанности ребенка к матери, 3) образа себя матери, 4) представления матери о своем ребенке. Образ себя ребенка выявлялся с помощью регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом, в пяти различных ситуациях. В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка перед зеркалом, во второй - перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек с ярким рисунком, в третьей - блестящие бусы, в четвертой ситуации сзади к нему подходила мать, в пятой - позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Продолжительность одного опыта составляла 3 мин.

Для оценки привязанности ребенка к матери была использована модифицированная методика М. Эйнсворт. В эксперименте изучалось поведение ребенка в непривычной ситуации, при разлуке с матерью, степень воздействия такой ситуации и то, насколько легко удавалось матери успокоить малыша после слабого стресса, как изменялась в этих условиях познавательная активность ребенка. Эксперимент состоял из семи трехминутных эпизодов, во время которых регистрировалось поведение ребенка: эмоциональные проявления, вокализации и действия (ориентировочноисследовательские, игровые, инициативные).

В качестве привлекательной игрушки использовалась ярко раскрашенная маска клоуна, а в качестве пугающей - управляемая машина необычной

формы с выдвигающимися деталями, издающая при работе жужжание. Ключевыми являются эпизоды № 2, 3, 6 и 7 (табл. 1), когда мать оставляет ребенка с незнакомым взрослым, незнакомым взрослым и пугающей игрушкой, а затем возвращается. В качестве показателей привязанности ребенка к матери используется степень огорчения малыша после ухода матери и особенности поведения ребенка после ее возвращения.

Таблица 1

Эпизоды непривычной ситуации

Начало эпизода

Присутствующие во время эпизода

К матери и ребенку, находящимся в комнате, присоединяется незнакомый взрослый

Мать, ребенок и незнакомый взрослый

Мать уходит из комнаты

Ребенок и незнакомый взрослый

Мать возвращается в комнату, незнакомый взрослый уходит

Ребенок и мать

Мать уходит, возвращается незнакомый взрослый с яркой привлекательной новой для ребенка игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и привлекательная игрушка

Незнакомый взрослый уходит, в комнату возвращается мать

Ребенок, мать и привлекательная игрушка

Мать уходит, в комнату возвращается незнакомый взрослый с пугающей игрушкой

Ребенок, незнакомый взрослый и пугающая игрушка

Незнакомый взрослый уходит, приходит мать

Ребенок, мать и пугающая игрушка

Образ себя выявлялся у матери с помощью стандартизированного интервью, включающего вопросы, касающиеся общей и конкретной самооценки, материнской компетентности, удовлетворенности внешним обликом, степени идентификации с ребенком и близкими родственниками, переживанием сходства или отличия от других людей.

Представление матери о своем ребенке оценивалось по данным анкетирования. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление представлений матери о способностях, возможностях своего ребенка, чертах личности, характере, достоинствах и недостатках. Кроме того, были получены данные об ее ориентации преимущественно на уход за ребенком или создание условий для развития его навыков, умений, личности, а также выявлены ценностные ориентации воспитания, проблемы и трудности во взаимоотношениях с ребенком, оценка матерью степени своей привязанности к ребенку и того, в какой степени сам ребенок привязан к ней и другим близким людям.

При экспериментальном изучении образа себя у ребенка в опытах с зеркальным отражением регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность), эмоциональные проявления (количество, адресованность,

длительность и интенсивность), вокализации (аналогичные показатели), а также поведение перед зеркалом (направленное на себя или на зеркало). Все количественные данные преобразовывались в условные единицы, полученные умножением количества на длительность и интенсивность, сложением произведений, вычислением среднего арифметического по всем пробам. Аналогично оценивались поведенческие проявления детей в опытах, направленных на изучение привязанности ребенка к матери.

Обработка данных стандартизированного интервью и анкетирования матерей производилась посредством начисления баллов по заранее разработанным шкалам с целью оценки показателей образа себя матери и показателей представления матери о своем ребенке. Это позволило использовать метод корреляционного анализа для установления парных корреляций между уровнем развития образа себя ребенка и уровнем развития образа себя матери, ее представлением о ребенке, оценкой своей привязанности к ребенку и оценкой его привязанности к себе.

В опытах принимали участие восемь пар (мать - ребенок) из полных семей, возраст детей составлял от 14 до 18 мес.

Суммарные количественные показатели образа себя ребенка, образа себя матери, представления матери о ребенке представлены в табл. 2.

Таблица 2

Суммарные показатели образа себя у ребенка, образа себя у матери, представления матери о ребенке для каждой из восьми пар мать - ребенок

Образ себя у ребенка

Образ себя у матери

Представления матери о ребенке

При анализе таблицы прежде все обращает на себя внимание разброс показателей образа себя ребенка от 121 - 125 баллов в верхнем пределе до 34- в нижнем, при минимальной выраженности образа себя в данной выборке. Разброс показателей образа себя матери и представления матери о своем ребенке выражен не так ярко, но и здесь максимальные величины более чем в 2 раза превышают минимальную выраженность показателей.

Качественный анализ поведения ребенка перед зеркалом в различных ситуациях свидетельствует о противоположных типах поведения для детей с высокими количественными показателями образа себя и низкими, минимальными показателями.

Дети с развитым образом себя удовольствием подолгу рассматривают себя в зеркале, часто улыбаются

своему отражению, играют с ним, надевая и снимая платочек и бусы, красуются перед зеркалом.

Дети с несформированным образом себя, наоборот, не рассматривают себя в зеркале, бросая на свое отражение лишь короткие настороженные взгляды, улыбаются только в пробе, где в зеркале видно отражение матери и ребенка, причем более яркая улыбка адресована отражению матери. Дети этой группы быстро снимают с головы платочек, бросают его на пол или отдают матери, не примеряя снова и не подходя к зеркалу. Бусы оказываются для них привлекательными сами по себе, как интересный предмет, с которым они некоторое время играют, сняв с шеи, размахивая и постукивая, отходят от зеркала и больше к нему не возвращаются.

Качественный анализ образа себя у матери также выявляет два полюса, на одном из которых матери с невысокой общей самооценкой, осознающие себя не очень счастливыми, удачливыми, способными, хорошими матерями и хозяйками с оптимизмом смотрящими в будущее. Жизнь приносит им больше огорчений, чем радостей, и они готовы к худшему, полагаясь на случай и удачу. Матери с высокими показателями образа себя в целом имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своей родительской компетентностью. Они больше уверены в себе, с оптимизмом смотрят в будущее, стремятся планировать свою жизнь контролировать события, происходящие в ней.

Качественная картина представления матерей о своих детях также содержит два разных типа для высоких и низких количественных показателей. Высоким показателям соответствует ориентация на личностные качества ребенка, его достижения, особенно в социальноэмоциональной сфере, положительная оценка новых умений, способностей малыша. Матери этой группы говорят о том, что с ребенком становится все интереснее по мере того, как он растет и развивается. Они также задают много вопросов о том, как создать наилучшие условия для развития ребенка.

Наоборот, низким показателям материнского представления о ребенке соответствуют ориентация преимущественно на уход за ребенком, на первом месте в качестве позитивных изменений в развитии отмечают навыки, умения (пьет из чашки, умеет сам надеть трусики и т.д.), а не личностные качества (любознательный, интересуется книжками, хорошо играет и сочувствует мне, если я расстроена, и т.д.). Говоря о развитии ребенка, матери этой группы акцентируют внимание на возрастании трудностей во взаимодействиях с ребенком ("лучше было, когда был маленький и целый день спал в коляске, а сейчас везде лезет, мешает делать дела "), отмечают больше негативные, чем позитивные изменения в его личности, характере ("стал упрямый, настаивает на своем, кричит, требует ").

Данные об уровне развития образа себя у ребенка показали корреляционную зависимость как от уровня развития образа себя матери, так и от ее представления о ребенке. Соответствующие коэффициенты корреляции представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка с образом себя у матери и представлением матери о ребенке для восьми пар мать - ребенок

Сравниваемые

результаты

Образ себя у матери

Образ себя у ребенка

Анализ табл. 3 показывает, что образ себя у ребенка зависит в наибольшей степени от представления матери о нем, а также и от образа себя у матери: чем выше образ себя у матери и ее представления о своем ребенке, тем выше показатели образа себя у ребенка.

Количественные показатели типа аффективной привязанности ребенка к матери представлены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели аффективной привязанности ребенка к матери (в условных единицах) в эпизодах № 2, 3, 6, 7

Эпизод № 2

Эпизод № 3

Эпизод № 6

Эпизод № 7

Действия

Действия

Действия

Действия

Примечание. Знаком " " отмечены отрицательные эмоциональные проявления.

Начнем с сопоставления поведения детей в эпизодах, когда мать уходит из комнаты и ребенок остается наедине с незнакомым взрослым (№ 2), а затем незнакомый взрослый уходит и в комнату возвращается мать (№ 3).

Анализ таблицы показывает, что в эпизоде № 3 по сравнению с эпизодом № 2 снижается активность детей первой, третьей и четвертой пар. При этом у первой и третьей пар высокие показатели положительных эмоциональных проявлений детей в эпизодах с незнакомым взрослым снижаются до нуля, когда он покидает комнату, а мать возвращается. Качественных анализ поведения детей показывает, что в присутствии матери pe6eнок начинает искать незнакомого взрослого: бежит к двери, зовет его, стучит по двери рукой.

Таким образом, дети первой группы в присутствии незнакомого взрослого ведут себя более активно и радостно, чем в присутствии матери. У всех остальных детей, наоборот, активность при возвращении матери выше, хотя и среди них можно выделить разные группы. Так, дети из шестой и седьмой пар (вторая группа) проявляют ярко выраженные отрицательные эмоции в присутствии незнакомого взрослого, а при возвращении матери - слабо выраженные положительные эмоции и невысокий уровень активности.

Качественный анализ поведения детей свидетельствует о том, что в присутствии незнакомого взрослого их активность полностью затормаживается, они громко плачут, призывая мать, а когда она возвращается, большую часть времени дети сидят, стоят, прижавшись к матери, забираются к ней на колени, пряча лицо. После уговоров дети начинают играть в предлагаемые матерью игрушки, слабо улыбаются, лепечут. Однако их ориентировочноисследовательские, инициативные и игровые действия в присутствии матери не достигают даже среднего уровня (двух баллов).

В третью группу входят дети из второй, пятой и восьмой пар. Они существенно усиливают свою активность при возвращении матери и не проявляют отрицательных эмоций, оставаясь с незнакомым взрослым. У всех трех детей этой группы в присутствии матери усиливаются положительные эмоциональные проявления и показатели ориентировочноисследовательских инициативных и игровых действий.

Качественный анализ показывает, что эти дети достаточно доброжелательно и активно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого: улыбаются, инициируют его к общению, обследуют комнату, играют с предметами. Однако активность существенно увеличивается, когда в комнату возвращается мать: ребенок подходит к ней, инициирует ее к общению и игре, ярко улыбается и лепечет. Ребенок из восьмой пары в присутствии незнакомого взрослого проявляет минимальную активность, а при возвращении матери подбегает к ней, прижимается, забирается на руки, через некоторое время начинает совершать исследовательские и игровые действия, улыбается слабо, робко, стараясь держаться поближе к матери.

Перейдем к сопоставлению эпизодов № 6 и 7 эксперимента. Рассмотрим показатели поведения детей в ситуации, когда мать выходит из комнаты, оставляя ребенка с незнакомым взрослым и пугающей игрушкой (эпизод № 6), а затем возвращается, а незнакомый взрослый уходит (эпизод № 7). Из табл. 4 видно, что активность всех детей в эпизоде № 6 в присутствии незнакомого взрослого и пугающей игрушки существенно ниже (более чем в 2 раза) по сравнению с эпизодом № 7, где ребенок и пугающая игрушка находятся в присутствии матери, возвратившейся в комнату. В эпизоде № 6 в пугающей ситуации только один ребенок из второй пары проявляет положительные эмоции.

Дети из шестой и седьмой пар проявляют отрицательные эмоции (хныканье, громкий плач), а остальные - не выражают ярких эмоций, при общей тенденции проявлять настороженность, легкую степень тревожности. У детей первой, второй и третьей пар отмечается слабая активность, а все остальные дети демонстрируют "замирание ", прекращая всякую деятельность, стоят на месте, не сводя взгляда с пугающей игрушки. В следующем эпизоде № 7, когда комнату покидает незнакомый взрослый и возвращается мать, активность детей возрастает, нарастает количество вокализаций,

более чем в 2 раза - количество инициативных, ориентировочноисследовательских и игровых действий, направленных на пугающую игрушку. Качественная картина поведения детей показывает, что в присутствии матери дети перестают бояться незнакомой игрушки с необычными свойствами и начинают активно исследовать ее, инициируя мать к изучению возможностей игрушки и совместной игре.

Только дети из седьмой и восьмой пар проявляют в присутствии матери отрицательные эмоции, продолжая хныкать, дети слабо инициируют мать к игре, неохотно исследуют пугающую игрушку, предпочитая держаться от нее подальше, забираются на руки к матери, не отпуская ее до конца эпизода.

Оценка привязанностей по методике М. Эйнсворт предполагает выявление трех основных групп детей. Дети, которые не очень сильно огорчались после ухода матери, тянулись к ней, когда она возвращалась, и легко успокаивались, получили название "надежно привязанные ". Детей, которые не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая особого внимания и на ее возвращение, определили как "индифферентных " и "ненадежно привязанных ". И наконец, детей, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, цеплялись за нее, но сразу же отталкивали, назвали "аффективными " и "ненадежно привязанными ". В соответствии с данной классификацией ближе всего к индифферентным и ненадежно привязанным детям при сравнении эпизодов № 2 и 3, дети из первой группы (первой, третьей и четвертой пар). Отметим, что поведение этих детей не полностью совпадает с моделью М. Эйнсворт, так как дети более активно и более радостно ведут себя в присутствии незнакомого взрослого по сравнению с матерью. Однако при сопоставлении эпизодов № 6 и 7, когда в ситуации присутствует пугающая игрушка, дети этой группы активнее обследуют ее, играют в присутствии матери, а не постороннего взрослого, хотя у них не наблюдается близкий контакт с матерью в эпизоде № 7, когда она возвращается в комнату. Дети ограничиваются инициативными действиями, приглашая мать к игре, привлекая ее внимание к пугающей игрушке.

К аффективным и ненадежно привязанным, по классификации М.Эйнсворт, можно отнести детей из второй группы (шестой и седьмой пар), хотя таких проявлений, как отталкивание матери после ее возвращения, у них не отмечалось. При сопоставлении эпизодов № 6 и 7 к детям этой группы можно присоединить и ребенка из восьмой пары, которого не удается успокоить после возвращения матери.

К надежно привязанным ближе всего дети из второй и пятой пар, которые устойчиво повышают свою активность и проявляют больше положительных эмоций в присутствии матери в эпизодах, как № 3, так и № 7.

При выявлении образа себя у матери и ее представления о ребенке дополнительно изучалась оценка матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней (по трехбалльной шкале). Эти оценки сопоставлялись с показателями образа себя ребенка (табл. 5, 6) и типом его привязанности к матери.

Таблица 5

Показатели образа себя у ребенка, типа его привязанности к матери, оценки матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней

Образ себя у ребенка

Тип привязанности ребенка к матери

Оценка матерью своей привязанности к ребенку

Оценка матерью привязанности ребенка

Надежно привязанный

Индифферентный, ненадежно привязанный

Индифферентный, ненадежно привязанный

Надежно привязанный

Аффективный, ненадежно привязанный

Таблица 6

Показатели корреляционной связи образа себя у ребенка, оценки матерью своей привязанности к ребенку и ее оценки привязанности ребенка

Сравниваемые результаты

Образ себя у матери

Представление матери о ребенке

Образ себя ребенка

При анализе табл. 5 обращает на себя внимание тот факт, что более высоким показателям образа себя соответствует индифферентный, ненадежный тип привязанности, а наиболее низким показателям образа себя - аффективный ненадежный тип привязанности.

Матери ненадежно привязанных индифферентных детей оценивают преимущественно свою привязанность к ребенку более высоко, чем его привязанность к себе. У ненадежно привязанных, аффективных детей, наоборот, матери оценивают привязанность ребенка к себе как более высокую, в этой группе матерей собственная привязанность к ребенку оценивается как слабая или средняя.

Результаты уровня изучения развития себя ребенка обнаружили корреляционную зависимость от показателей оценки матерью своей привязанности к ребенку и отрицательную связь с оценкой матери привязанности ребенка (табл.6).

Данные табл. 6 указывают на то, что уровень развития образа себя у ребенка зависит от степени привязанности матери: чем больше привязанность,

тем выше уровень развития образа себя. Одновременно показатели образа себя тем выше, чем ниже, по оценкам матерей, уровень привязанности ребенка к матери.

Таким образом, проведенное исследование показало, что между развитием образа себя у ребенка и его привязанностью к матери существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки). В соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум группам: "индифферентные " и "надежно привязанные ". Матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, высокую самооценку, положительное эмоциональное самоощущение. В их представлении о ребенке доминируют положительные оценки личностных качеств, достижений детей, позитивно оцениваются изменения в поведении по мере развития ребенка. Свою привязанность к ребенку они преимущественно оценивают как более сильную по сравнению с привязанностью ребенка к себе. Дети с низкими показателями развития образа себя проявляют высокую степень зависимости от матери, демонстрируют "цепляющееся поведение " в незнакомой ситуации, при слабом стрессе испытывают чувство страха, опасности. Они плачут не только тогда, когда расстаются с матерью, но и находясь рядом с ней. Такое поведение условно соответствует типу "аффективной, ненадежной привязанности ". Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку, невысокие показатели образа себя, у них отмечается эмоциональное неблагополучие, неуверенность в своих силах, своем будущем. В представлении о ребенке у таких матерей преобладает ориентация на уход за ребенком, как позитивное отношение они чаще отмечают развитие у малыша навыков, а не личностных качеств, отмечают больше негативные изменения в его поведении. С развитием ребенка связывают нарастание трудностей, с которыми не знают, как справляться. Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к ребенку оценивают как слабую или среднюю.

1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр. психол. 1996. № 4. С. 5 - 14.

2. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. М., 1975.

3. Мозг и поведение младенца. М., 1993.

4. Развитие личности ребенка. М., 1987.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.

6. Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. Psychologist. 1991. V. 46. P. 331 - 341.

7. Bowlby J. Attachment and loss: Loss, sadness and depression. V. 3. L.: Hogarth, 1980.

8. Gassidy J. The ability to negotiate the environment: An aspect of infant competence as related to quality of attachment // Child Devel. 1986. V. 57. P. 331 - 337.

9. Klaus M., Kennel J. An infant bonding: 2d ed. St. Lois, 1982.

10. Main M., Cassidy J. Categories of responses in reunion with the parent at age 6: Predictable infant attachment classifications and stable over 1month"s period // Devel. Psychol. 1988. V. 24. p. 415 - 426.

11. Pipp S., Eastrerbrooks M.A., Harmon RJ. The relations between attachment and knowledge of self and mother in one to threeyear old infants // Child Devel. 1992. V. 63. P. 738 - 750.

12. Scheffer H.R. The child"s entry into the social world. Orlando, FL: Acad. Press, 1984.

13. Srouff L.A., Egeland В., Kreutzer N. The fate of early experience following developmental changes: Longitudinal approaches to individual adaptation in childhood // Child Devel. 1990. V. 61. P. 1363 - 1373.

Поступила в редакцию 11.Х 1996 г.

источник неизвестен

В возрасте двух-трех лет в жизни ребенка наступает период предпочтений и привязанностей. Даже любимые некогда бабушки и дедушки могут впасть в немилость. Но больше всего достается обычно папам, которые после тяжелого рабочего дня вместо теплого приветствия слышат от любимых отпрысков только одно: «Хочу к маме!»

Если вас отвергли

Первое и самое главное, не принимайте этого близко к сердцу! Часто такое поведение происходит от уверенности в любви второго родителя, полагает доктор Катрина Свонсон психолог Центра раннего детства в Лос Анджелесе. Да и кто из нас не знает, с какой легкостью дети меняют свои предпочтения. Это касается всего: еды, любимых игрушек, отношений. Дети экспериментируют с привязанностями и проверяют родителей на прочность. «Что ты сделаешь, если я тебя оттолкну?» Ответ должен быть только один: «Буду любить тебя также сильно».

Очень важно понимать, что ребенок требует маму совсем не потому, что папа ему категорически не нравится. Зачастую папа здесь вообще не причем.

Психологи считают, что ничего плохого в том, что ребенок двух-трех лет выделяет одного из родителей нет. Наоборот, это знак того, что малыш эмоционально развивается, учится самостоятельно принимать решения, происходит процесс самоутверждения. Ребенок каждый день совершает новые открытия. Он начинает понимать, что может влиять на окружающий мир и исследует способы этого воздействия. То что выглядит, как каприз на самом деле – первые шаги в отношениях и напряженный учебный процесс.

Согласно теории привязанности Джона Боулби формирование особой связи между ребенком и основным опекуном в первые два года жизни – естественный и необходимый этап развития человека. По сути в роли основного опекуна может выступать кто угодно: бабушка, старший брат или сестра, няня, но чаще всего это все-таки мама. Именно она проводит больше всего времени с малышом, заботится о нем. Отсутствие такой сильной привязанности (например, если опекуны ребенка постоянно сменяют друг друга) негативно сказывается на его развитии.

Итак, особенная привязанность к маме естественна и даже полезна. Самое главное, чтобы впавший в немилость папа правильно себя повел. Детям свойственна непосредственность в выражении эмоций. Они не просят, они требуют: «Хочу с мамой!», «Пусть мама сделает!». Но это совершенно не значит, что в этом возрасте ребенку нужен только один родитель. Папе ни в коем случае нельзя уходить в тень. Именно тогда, когда малыш отталкивает вас, он больше всего в вас нуждается! Чтобы ребенок ни говорил, оставайтесь рядом и не позволяйте обидам разлучать вас.

Самый верный способ вернуть себе детское расположение – это быть вместе. Время всегда найдется, если есть желание посвятить его купаниям, гуляниям, кормлениям и прочим рутинным родительским обязанностям. Любые отношения строятся только трудом и постоянными усилиями в простых обыденных вещах. Это касается и взрослых, и детей. Чтобы найти подход к ребенку, нужно знать его. Для малыша нет ничего важнее мелочей. Вернее для него они даже не мелочи, а важные составляющие его жизни. Если вы ничего не знаете, о «той самой ложечке», и не знакомы лично с героем любимой сказки ребенка, что удивительного в том, что он рвется к маме?

Ежедневное повторение одних и тех же действий дает ребенку ощущение безопасности и комфорта. Тот, кто каждый день разделяет их с ним, и будет любимцем малыша. Бывает, что папы решают сократить дистанцию. Купить ребенку раз в неделю подарок или угощение куда проще, чем потратить время и силы на то, чтобы действительно быть с ним. Все это работает только первое время. Близким для малыша может стать только тот, кто постоянно заботится о нем.

Делайте то, что можете. Мало кто из отцов, имеет возможность разделить с мамой ежедневную заботу о ребенке 50/50. И все же лучше мало, чем ничего. Чистите с ребенком зубы по вечерам, гуляйте по выходным или кормите завтраком по воскресеньям. Главное, чтобы это происходило регулярно. Создавайте свои маленькие традиции. Пусть определенные дела и события ассоциируются у него именно с папой.

Впрочем, не всегда дело только в поведении отца. Бывает, что стоит папе взяться за какое-то дело с ребенком, как на него тут же обрушивается поток замечаний. «Не так держит, не в то одевает, да и вообще после кормления с папой большая часть еды остается на ребенке, а не в нем», - мамину критику можно понять. Порой ликвидация последствий папиных занятий с малышом стоит больших усилий, чем сделать все самой. И тем не менее это необходимо!

Если отец принимал хотя бы частичное участие в ежедневных заботах о ребенке с первых дней его жизни, то и привязанность скорее всего распределится равномерно. И даже если в какой-то момент вы вдруг услышите фразу «Хочу к маме!», вернуть ситуацию к равновесию папе, который всегда был рядом гораздо проще.

    Подготовьте малыша к расставанию с мамой. Поговорите с ним о том, что маме нужно будет уйти и когда она вернется. Лучше сделать это заранее и важно чтобы в разговоре принимали участие оба родителя.

    Оставлять ребенка на целый день с папой, который никогда не был с ним наедине более часа – не лучшее решение. Разлуки будут проходить спокойнее, если время отсутствия мамы увеличивать постепенно.

    Не стоит уходить по-английски. Выскользнуть потихоньку за дверь пока малыш не видит – хорошее решение только, если мама просто не в состоянии уйти из дома, когда ребенок плачет. Во всех остальных случаях нужно обязательно попрощаться. Малыш расстроится еще больше, когда поймет, что мама сбежала от него тайком.

    Бывает, что ребенок настолько привязан к маме, что никакими играми нельзя отвлечь его от мыслей о ней. В этом случае можно изменить тактику и наоборот поговорить о маме, посмотреть ее фотографии или видео, дать подержать что-то из ее вещей, чтобы помочь малышу снова обрести чувство безопасности.

    Постарайтесь занять чем-то ребенка пока мама еще дома. Если в тот момент, когда она будет уходить, малыш будет увлечен игрой или книжкой, расставание пройдет спокойнее. И даже если он заплачет, успокоить его будет проще.

Загрузка...